7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 24 города Кызыла Республики Тыва"

Родителям по работе с детьми над развитием речи.

Памятка для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

  1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
  2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
  3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
  4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
  6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
  7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук,  следовательно, и речь.
  8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
  9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
  10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
  11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
  12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
  13. Играйте с ребёнком в разные игры.

Варианты дидактических игр для развития речи дошкольников

  1. «Названия предметов».

Суть данной дидактической игры состоит в том, чтобы в игровом процессе ребенок дошкольного возраста научился правильно называть предметы, а также описывать его характеристики (цвет, форму).

Для проведения данной развивающей игры необходим непрозрачный мешочек (тканевая сумка, можно заменить пакетом), в котором нужно собрать несколько десятков различных по форме, цвету и свойствам предметов.

Сначала педагог или родитель достает из мешочка какой-либо предмет, проговаривает его название и описывает его характеристики.

Например – «это мяч, он круглый и красного цвета». Затем, по очереди все участвующие должны извлечь по предмету и точно также назвать их и дать им краткое описание.

  1. «Кто что делает»?

Суть данной дидактической игры состоит в том, чтобы обучить детей правильному использованию глаголов и образованию различных форм. Это занятие, как правило, проводится в группах старших дошкольников, но допускается с 3-4 лет.

Для проведения этой дидактической игры будут нужны картинки с изображением различных предметов, животных и явлений.

Учитель раздает каждому дошкольнику картинку с изображением чего-то, и предлагает описать явление и предмет, а также возможные действия, которые он производит.

Например, что делает автомобиль – едет, перевозит людей, сигналит и т. д.

  1. «Вам открытка!».

Смысл данной дидактической игры для развития речи дошкольников состоит в том, чтобы дети смогли обучиться навыкам образования глаголов в настоящем времени.

Для того, чтобы провести данную игру педагогу понадобятся открытки или карточки с различными изображениями людей и животных.

Воспитатель раздает всем детям по открытке с  изображением какого-либо действия и задет вопросы, а дети в свою очередь должны ответить на следующие вопросы: «кто изображен на картинке?» и «что он делает?».

  1. Сравнение картинок.

Суть данной игры состоит в том, чтобы научить младших дошкольников правильно грамматически формировать свою речь, а также классифицировать объекты.

Для того, чтобы провести данную дидактическую игру, необходимы различные карточки с изображениями различных по своим свойствам и предназначению предметов.

Каждому ребенку воспитатель дает две карточки, и просит описать, что на них изображено, и чем отличается предмет, который изображен на первой картинке от того, который на второй. Например, на одной картинке апельсин, а на второй красный телефон.

То есть, чадо говорит, что апельсин от телефона отличается тем, что он съедобный, круглый, оранжевый и так далее.

Тест для родителей

Как развита речь вашего ребенка?

Признаки благополучного развития речи у ребенка

•         Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

•         У ребенка нет никаких невроло­гических заболеваний.

•         Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

•         Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

•         Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

•         Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

 

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

•  У ребенка есть неврологические заболевания.

•  Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

•   Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще фаз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.

•  Он предпочитает решать свои про­блемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).

•  Ребенок одинаково активно  со знакомыми и незнакомыми людьми.

•  Ребенку безразлично понимает его кто-то. Он говорит на одном ему понятном языке. На замечание « Скажи еще раз лучше» не реагирует.

•  Речь ребенка значительно отстает от уровня речи его сверстников.

 

 

(чтение чистоговорок).

Вы можете и сами  придумывать шутливые фразы, типа:

«Да-да-да — в огороде лебеда»,

«Ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,

«Ша-ша-ша — принесли домой ерша»

«Со- со – со — лиса катит колесо»

«Жа-жа-жа — есть иголки у ежа»

«Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»

«Жу-жу-жу — я на солнышке лежу».  И т.д.

Ай, бай, бай, бай,
Ты собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.

      «Апельсин».

Мы делили апельсин.

(Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа. (По очереди загибают пальцы, начиная с мизинца)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

Он сердит на нас — беда;

Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

 «Моя семья»

(Исходное положение – пальцы в кулаке. Разгибаем по одному, начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья. (На последней строчке – ритмично сжимаем-разжимаем пальцы)

«Кто лучше похвалит»

. Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца.

И начинает: «У меня медведь».

Ребенок: А у меня заяц.
— У медведя коричневая шубка.
— А у зайца белая.
— У медведя маленькие круглые ушки.
— А у зайца уши длинные.

«Кого можно гладить»

Кого можно погладить?

 (Зайчика, котенка, ребенка.)

 (Брюки, платье, юбку.)

Глажу платье утюгом,
А кота и кошку,
Что гуляют под окном,
Глажу я ладошкой.