7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 24 города Кызыла Республики Тыва"

План работы по дополнительному развитию детей старшей группы

ПРОГРАММА

кружка ТРИЗ

«Умка»

   Воспитатель старшей группы

                                                                                                                                 Куулар Наталья Н.

 2014 год

 

 Пояснительная записка

Интеллектуальное развитие детей направлено на развитие умственных способностей в процессе различных дошкольных видов деятельности, основном в увлекательной игровой.

Программа ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Авторы исходят из того, что умение разрешать противоречия — ключ к развитию творческого мышления.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребенка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Если же ребенок не задает вопроса, то педагог должен открыть перед ним суть противоречия и поставить его в проблемную ситуацию.

О наших детях можно говорить много самых замечательных слов. Они как первооткрыватели, идут , открытой для них дорогой знаний, в поисках сокровища, известного только им. А выбрать правильный путь смогут лишь те у кого пытливый ум, чистая душа, благодатные помысли, те, у кто стремиться шагать в ногу со временем. Для таких ребят всегда открыты двери кружка «Умка». Используется парциальная программа «Умка» автор которого Г.С.Альтшуллер.

Цель программы развить системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

1.Способствовать развитию умственных способностей ребенка дошкольного возраста.

2.Формировать мыслительные умения.

Развивающие задачи:

  1. Развитие начал логического мышления.
  2. Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста.

Воспитательные задачи:

1.Совершенствование навыков общения.

2.Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

3.Воспитание нравственно-волевых качеств

Дополнительное образование по ТРИЗу рассчитана на детей 5-7 лет.

Программа рассчитана на 2 года, 104 часов. занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, занятия включают 2 игры. Длительность занятий:

Старший возраст- 25-30 мин.

С учетом предусмотренного учебного плана.

 Перспективный план старшей группы

Месяц

Познавательное развитие

ТРИЗ-РТВ

Методический материал

Сентябрь

Осень.   Растительный мир, Растения в природе, дома. Продукты питания: саморастущие, посаженные, выращенные человеком. Разница между их вкусовыми и другими качествами. Труд осенью на участке, в огороде. Безопасность труда. Погода, небо, облачность, их взаимоотношения с растительным м.

Системный подход- компонентный и функциональный. Зависимость системы от надсистемы. Системный оператор. Синектика: прямая аналогия. Приемы фантазирования: оживления, увеличение- уменьшение

1 з (» Я- цветок», «животные из страны выдумляндии»)

2з («Что было- что стало»,»Мои друзья»

3з («Паровозик», «Аукцион»)

4з («Превращения». «Эвроритм»

Октябрь

Группа- детский сад-город. Общественные и жилые здания. Особенность города проживания, детского сада ( если есть).

Выявление противоречий приемом «хорошо-плохо». Принципы: наоборот, однородность. Метод фокальных объектов. Синектика. Приемы фантазирования: дробление-объединение.

1з(«Хорошо-плохо»,Превращение»)

2з («Гусеничка», Часы»

3з («Что умеет делать?»,Пиктограмма»)

4з(» Добавь словечко» 2р

 

 

Ноябрь

Животный мир.Домашние и дикие животные. Строение и поведение животных. Особенности выращивания потомства.

Противоречия (формулирование совместно с воспитателеми).

.

Коллаж из сказок 2занятия

Придумай конец сказки 2заняти

 

 

Декабрь

Семья, ребенок общество. Функции членов семьи дома и в обществе. Потребности людей , их чувства, желания. Взаимопомощь в семье, в коллективе, учебе, детском саду.

Системный подход- генетический. Противоречия: уметь видеть, сформулировать, решить с использованием приемом. Принцип самообслуживания. Приемы фантазирование: ускорение-замедление.

«Волшебная дорожка» 2занятия

«Превращения» 2занятия

Январь

Дом, в котором я   живу. Подробное рассмотрение   квартиры, дома. Наполнение квартиры: мебель, посуда, одежда, обувь… Жизненная необходимость того чем наполнен дом, квартира. Жилье, обстановка, одежда, обувь раньше.

Принципы: Разрешение противоречий в пространстве и во времени. Морфологический анализ.

Преврашения 2занятия

«Что-я» 2занятия

Февраль

Бытовые приборы дома и в детском саду. Их функции, необходимость. Потребности человека в других необходимых приборах. Их заменители. Приборы будущего.

Приемы фантазирования: динамизация- статистика, универсализация-ограничение. Самостоятельный поиск сказочных задач и их решение.

«Придумай конец»

2занятия

«Что было бы если?»

2занятия

Март

Профессии человека. «Профессии» животных. Игры детские и взрослые. Особенности различных видов игр, их необходимость, целевая направленность.

Вепольный анализ.   Принцип прием разрешения противоречий: прием фантазирования: квантование-непрерывность.

«Если бы не было»

2занятия

«Придумай свою проессию» 2 занятия

Апрель

Транспорт. Зависимость строения транспортных средств от среды передвижения, его назначение и характера груза. Закон повышения степени идеальности.

Принцип изменения окраски. Метод Робинзона Крузо.

«Если бы оно было другого цвет»(2 з)

«Что- я»

Май

Средства информации: чувства, техника. Игрушки.

Принцип копирования, посредник. Повторение ранее изученных тем.

«Придумай свою игрушку»

«Помоги зайцам»

         

                                                                                     Литература

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. – М., 2007. – 400 с. ISBN 987-5-9614-0534-7
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997
  3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.