7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 24 города Кызыла Республики Тыва"

Дополнительное образование.

ПРОГРАММА

кружка ТРИЗ

«Умка»

   Воспитатель старшей группы

                                                                                                                               Куулар Наталья Н.

 2014 год

Пояснительная записка

Интеллектуальное развитие детей направлено на развитие умственных способностей в процессе различных дошкольных видов деятельности, основном в увлекательной игровой.

Программа ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Авторы исходят из того, что умение разрешать противоречия — ключ к развитию творческого мышления.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребенка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Если же ребенок не задает вопроса, то педагог должен открыть перед ним суть противоречия и поставить его в проблемную ситуацию.

О наших детях можно говорить много самых замечательных слов. Они как первооткрыватели, идут , открытой для них дорогой знаний, в поисках сокровища, известного только им. А выбрать правильный путь смогут лишь те у кого пытливый ум, чистая душа, благодатные помысли, те, у кто стремиться шагать в ногу со временем. Для таких ребят всегда открыты двери кружка «Умка». Используется парциальная программа «Умка» автор которого Г.С.Альтшуллер.

Цель программы развить системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

1.Способствовать развитию умственных способностей ребенка дошкольного возраста.

2.Формировать мыслительные умения.

Развивающие задачи:

  1. Развитие начал логического мышления.
  2. Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста.

Воспитательные задачи:

1.Совершенствование навыков общения.

2.Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

3.Воспитание нравственно-волевых качеств

Дополнительное образование по ТРИЗу рассчитана на детей 5-7 лет.

Программа рассчитана на 2 года, 104 часов. занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, занятия включают 2 игры. Длительность занятий:

Старший возраст- 25-30 мин.

С учетом предусмотренного учебного плана.

 Перспективный план старшей группы

Месяц

Познавательное развитие

ТРИЗ-РТВ

Методический материал

Сентябрь

Осень.   Растительный мир, Растения в природе, дома. Продукты питания: саморастущие, посаженные, выращенные человеком. Разница между их вкусовыми и другими качествами. Труд осенью на участке, в огороде. Безопасность труда. Погода, небо, облачность, их взаимоотношения с растительным м.

Системный подход- компонентный и функциональный. Зависимость системы от надсистемы. Системный оператор. Синектика: прямая аналогия. Приемы фантазирования: оживления, увеличение- уменьшение

1 з (» Я- цветок», «животные из страны выдумляндии»)

2з («Что было- что стало»,»Мои друзья»

3з («Паровозик», «Аукцион»)

4з («Превращения». «Эвроритм»

Октябрь

Группа- детский сад-город. Общественные и жилые здания. Особенность города проживания, детского сада ( если есть).

Выявление противоречий приемом «хорошо-плохо». Принципы: наоборот, однородность. Метод фокальных объектов. Синектика. Приемы фантазирования: дробление-объединение.

1з(«Хорошо-плохо»,Превращение»)

2з («Гусеничка», Часы»

3з («Что умеет делать?»,Пиктограмма»)

4з(» Добавь словечко» 2р

 

 

Ноябрь

Животный мир.Домашние и дикие животные. Строение и поведение животных. Особенности выращивания потомства.

Противоречия (формулирование совместно с воспитателеми).

.

Коллаж из сказок 2занятия

Придумай конец сказки 2заняти

 

 

Декабрь

Семья, ребенок общество. Функции членов семьи дома и в обществе. Потребности людей , их чувства, желания. Взаимопомощь в семье, в коллективе, учебе, детском саду.

Системный подход- генетический. Противоречия: уметь видеть, сформулировать, решить с использованием приемом. Принцип самообслуживания. Приемы фантазирование: ускорение-замедление.

«Волшебная дорожка» 2занятия

«Превращения» 2занятия

Январь

Дом, в котором я   живу. Подробное рассмотрение   квартиры, дома. Наполнение квартиры: мебель, посуда, одежда, обувь… Жизненная необходимость того чем наполнен дом, квартира. Жилье, обстановка, одежда, обувь раньше.

Принципы: Разрешение противоречий в пространстве и во времени. Морфологический анализ.

Преврашения 2занятия

«Что-я» 2занятия

Февраль

Бытовые приборы дома и в детском саду. Их функции, необходимость. Потребности человека в других необходимых приборах. Их заменители. Приборы будущего.

Приемы фантазирования: динамизация- статистика, универсализация-ограничение. Самостоятельный поиск сказочных задач и их решение.

«Придумай конец»

2занятия

«Что было бы если?»

2занятия

Март

Профессии человека. «Профессии» животных. Игры детские и взрослые. Особенности различных видов игр, их необходимость, целевая направленность.

Вепольный анализ.   Принцип прием разрешения противоречий: прием фантазирования: квантование-непрерывность.

«Если бы не было»

2занятия

«Придумай свою проессию» 2 занятия

Апрель

Транспорт. Зависимость строения транспортных средств от среды передвижения, его назначение и характера груза. Закон повышения степени идеальности.

Принцип изменения окраски. Метод Робинзона Крузо.

«Если бы оно было другого цвет»(2 з)

«Что- я»

Май

Средства информации: чувства, техника. Игрушки.

Принцип копирования, посредник. Повторение ранее изученных тем.

«Придумай свою игрушку»

«Помоги зайцам»

         

                                                                                     Литература

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. – М., 2007. – 400 с. ISBN 987-5-9614-0534-7
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997
  3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

 

 

Использование ТРИЗ как средство развития современного ребенка.

Тема, которой я занимаюсь «Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста» Данная тема является новшеством в образовательной сфере по сравнении с другими, в связи с тем, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. Одной из причин недостатка в речевом развитии в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинают с первых дней его жизни.

   Поэтому мной поставлена цель развит речь детей с помощью развития нестандартного мышления, формирование ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций . Я провожу вместе с детьми игры как: «Необычные загадки», » Что таким бывает», «Паровоз», «Угадай чьи следы?». Занятия по ТРИЗу строились на таких видах деятельности , как : дидактические игры и упражнения ; уроки-наблюдения; природа; экскурсии ; социальная среда; игра и труд. Когда у детей будет своевременно развита словарь, грамматика и связная речь- один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого

. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги[7].

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики . В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было[6].

А.Г. Арушанова говорит о том, что яркой характеристикой речи старшего дошкольника является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя происходит в связи с развитием связной речи[4].

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. (5)

ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”[2], так считали основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление и правильную речь.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. Можно применить следующие игры:

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Игра “Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . .Особенно его хорошо видно на снегу . . .Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Коллаж из сказок.

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.

“Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Моделирование сказок

Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)

Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.

“Загадалки-узнавалки” Кто стучит, как в барабан

На сосне сидит . . .(дятел)         Ай, какой я молодец,

Красный, круглый.(помидор)

Такие загадки очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность.

Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено».

Результатами  использования приёмов ТРИЗа в развитии детей дошкольного возраста  являются:

–  повышение концентрации внимания.

– повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;

– формирование навыков связной речи:

– развитие изобретательских способностей и мышления детей.

– положительная динамика в развитии памяти.

– активизация мыслительной деятельности.

– снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны.

Используя приемы ТРИЗ желаю Вам вырасти современного творческого, умеющего принимать нестандартные решения в трудный момент человека в круто меняющееся время.

Воспитатель МБДОУ №24 г.Кызыла

Куулар Наталья Николаевна