7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 24 города Кызыла Республики Тыва"

Здоровьесбережение, подходы и методы работы.

           Современные подходы к здоровьесберегающей деятельности в ДОУ

Сагалакова Надежда Петровна,

старший воспитатель

“Единственная красота,

которую я знаю, – это здоровье”. (Генрих Гейне)

Повышение уровня современных государственных стандартов к дошкольному образованию определено новыми нормативными документами, задающими вектор развития, соответствующий современным научным представлениям, ожиданиям родителей, представлениям социума о том, каким должно быть дошкольное образование сегодня.

Новое время предъявляет новые требования к качеству образования, поэтому усилия работников ДОУ сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка — дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

           Приоритетными направлением дошкольных образовательных учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка.

         Современные требования нацелены на развитие здоровья как самостоятельно культивируемой ценности. Одну из таких перспектив практические работники связывают с радикальной гуманитаризацией всей проблематики психического и физического здоровья современного ребенка-дошкольника и разработкой на этой базе комплексных, междисциплинарных методов анализа и способов проектирования источников детского развития в норме и патологии.

Первым приоритетом оздоровительной работы с детьми (в работах Кудрявцевой В.Т., Егорова Б.Б. ) — это развитие творческого воображения — главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображение становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. . [4]. А где ребенок может быть раскрепощенным, применить свой опыт, воображение — это игра.

Одним из таких видов детской деятельности, выделяем сюжетно- ролевую игру, которая несет эмоциональное и психологическое удовлетворение жизненных потребностей ребенка и при особой организации педагогического процесса становится одним из основных средств, способствующих нормальному психическому развитию, раскрытию индивидуальных и личностных потенциалов детей, а, следовательно, выступает как средство становления психологически здорового ребенка.

Сюжетная игра может выступать средством становления психологически здорового ребенка (в отличие от психически здорового) только, если она организуется таким образом, что позволяет детям достигать не только возрастных норм развертывания игры, как специфической детской деятельности, но и реализовывать свои индивидуальные предпочтения в развертывании ее сюжета. [1].

Так сюжетно – ролевая игра « Спасатели» дает возможность испытать свои силы в преодолении препятствий, в умении ориентироваться в помещении или на площадки, используя личный опыт и опыт товарищей. Ребенок совершенствует свою способность к замещающему действию — от предметного до чисто вербального замещения, и приобретает способность к выстраиванию сюжетных комбинаций, характеризующихся все большей внутренней связностью, независимо от того, является ли тематика сюжета реалистической или фантастической (вымышленной).

Сюжетная игра « Полет на луну» дает полное эмоциональное удовлетворения ребенку, т.к. он воплощает себя в роли члена экипажа космического корабля. Дети экипированы в костюмы космонавтов, питание из тюбиков, взятие пробы с неизвестной планеты настолько захватывает воображение детей, что они полностью перевоплощаются и забывают про реальность.

Театрализованная игра способствует развитию чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка; приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, осмысливать действия воображаемого героя, передавать позы животного, стройность осанки и.т.п.

Ежегодная практика проведения недели театра (в нашем ДОУ), где каждая группа представляет постановку в своем жанре, где ребенок по-своему представляет героев, воплощает свое видение в образ, показала что данная деятельность удовлетворяет потребность ребенка в движении, эмоциях, в умении самостоятельно действовать, принимать решения. Готовясь к постановкам, опытные педагоги обращают внимание на дыхание, движение, мимику, силу голоса, а это как раз и есть составляющие здоровья.

Исследования, которые были проведены в Институте дошкольного образования, убедительно показывают, что благодаря включению средств развития воображения в структуру оздоровительной работы ее эффективность возрастает в несколько раз по сравнению с традиционной практикой. Как показывает опыт, по мере этого можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда распространенных заболеваний (ануеза, диатеза, ОРЗ, отдельных нарушений сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта), в поддержании общего психофизического благополучия детей. [2].

Второй приоритет оздоровительной работы тесно связан с первым (впрочем, как и все остальные), это — формирование осмысленной моторики. А.В.Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.

Осмысленная моторика лежит и в основе навыков рационального дыхания. Она связана с работой детского воображения. Поэтому особую ценность имеют дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает его активизацию: “рисование” дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и выдохи — “паровозик”, медленные и размеренные — “океанский лайнер”) и др.

Постановку осанки у ребенка должно предварять формирование ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. . [7]. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки. Это может быть сделано при помощи специальных игровых упражнений: “Стоп-кадр” (имитация фотографических изображений: “лошадка перед прыжком”, “тяжелоатлет в рывке”), “Скульптор и глина” (один ребенок создает “скульптуру” из первоначально неоформленной “глины”, которую изображает другой ребенок), имитация и самостоятельное придумывание контрастных поз-“перевертышей” (“собака на заборе”, “кошка в мышиной норке”, “пассажир в чемодане”, “стояние на потолке”) и др. Наряду с этим творчески развивающий характер должны носить и собственно упражнения для формирования и коррекции осанки (напряжение и расслабление мышц спины с изображением движений разных животных — медведя, слона, бабочки, зайчика и т.д.). . [5].

Так, имитируя позу “кошечки”, ребенок естественно “преображается” (не в статике, как в йоге, а в динамике, в движении). Не надо объяснять ему, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие “кошачьи” черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения, и вот уже ребенок пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленках. В этот момент “включаются” все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах. В позе “кошечки” ребенок чувствует себя комфортно и непринужденно — именно в такой позе он находился в материнской утробе. Недаром любой человек, испытывая боль, напряжение, тяжесть и т.д., на какое-то время “сжимается в комочек”, что способствует оптимальному “проходу” и распределению энергетических потоков внутри тела. . [3].

В процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения типа “холод-тепло”, они при посредстве собственного воображения овладевают навыками произвольной терморегуляции организма. Например, воспитатель, указывая на недомогающего ребенка, обращается к детям: “Ребята, а где горчичники? Давайте же поможем человеку”. Дети, желающие помочь заболевшему товарищу, прикладывают свои ладошки к больным местам. И эти живые “горчичники” начинают “прогревать” намного эффективнее, чем настоящие — проявляется эффект эмоциональной отдачи. Может показаться удивительным, но наблюдения (достаточно длительные) свидетельствуют о том, что дети при этом не заражаются и не заболевают. Энергия позитивного и сильного эмоционального порыва создает своеобразный “иммунитет”.        

На сходные принципы современные авторы предлагают ориентироваться и при организации особых оздоровительных моментов и процедур, в частности — закаливающих (контрастный душ, контрастные температурные воздействия на воздухе, хождение босиком, циклические упражнения на воздухе, плавание и др.). Так, например, полоскание горла отварами трав или холодной водой более эффективно с точки зрения закаливания, когда в игре дети предварительно “энергетически обрабатывают”, “заряжают” жидкость руками, желая себе здоровья.

В двигательной деятельности ребенок испытывает существенные трудности при выполнении определенных движений, например, при подбрасывании мя­чика одной рукой и попытке его поймать — другой. “Не получается? Ничего страшного, — говорит ему педагог. — Ты пока немножко от­дохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Дай им имена. Они сестры или подружки? Во что они любят играть? Сколько им лет — пять, шесть? … Какие они умелые, ловкие! Похвали их, погладь. Они могут и тебя научить так здорово подбрасывать и ловить мячик…”

Здесь ребенок в условном плане как бы вводится в зону ближайшего развития своих собственных двигательных возмож­ностей. Но такое условное введение сравнительно быстро начинает способствовать изменению целостного психосоматического состояния ребенка, в результате че­го заметно повышается уровень этих возможностей.

В подобные “диалоги” можно вступать не только с руками, но и сердцем, желудком, другими частями тела. Вступая в них, ребенку предстоит научиться “слушать”, понимать, уважать и любить свое тело. Благодаря этому ценность здоровья будет воспринята ребенком не как внешняя словесная декларация, исходящая от взрослого, а как изнутри осмысленный жизненный регулятив.

Третий приоритет оздоровительной работы — создание и закрепление целостного позитивного психосомати­ческого состояния при выполнении различных видов деятельности. Этот приоритет реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы, которые мы рекомендуем применять в ДОУ.

Игровое упражнение “Лепим умелую и уверенную руку”. Ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представле­ния о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. “Материалом” же является рука самого ребенка (правая или левая — соответственно для правшей и левшей). Другая рука выполняет “вая­тельские” функции. “Ваятель” разминает глину, добиваясь пластичности “материа­ла” (руки). Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглажи­вая его), он придает ему особый “характер”. Большой палец должен быть сильным, добрым, выступающим основой и опорой для всех ос­тальных (это — “папа”). Указательный палец — строгий, следящий за порядком, контролирующий (это — “мама”). Средний палец — глав­ный помощник родителей — “старший брат”. Безымянный палец — крот­кая, немногословная, но очень трудолюбивая “сестричка”. Мизинец — маленький помощник всех остальных членов семьи, хотя иногда до­вольно непослушный (это — “младший братик”).

Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уве­ренно преодолевать возникающие при этом трудности. После того, как “скульптор” поработал с пальчиками, он оценивает свое “творение” в целом (ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ла­дошку, тыльную сторону руки и др.).

Данное упражнение одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мышц руки, воображения, уверен­ности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию по­ложительного эмоционального настроя, эмпатии, чувства психологической защищенности (благодаря актуализации “семейного контекста”) и вместе с тем — активизации биологически ак­тивных точек кожи, расположенных на руке путем ее своеобразного массажа, психомоторной релаксации и т.д. Его рекомендуется при­менять на занятиях по изобразительной деятельности, конструирова­нию, при обучении игре на музыкальных инструментах, овладении элементарными навыками письма — преимущественно в тех случаях, когда детям для усвоения предлагается новый материал. . [6].

Не только в этом случае, но и при проведении других игр, разработанных Т.В.Кудрявцевой, Б,Б, Егоровым и др. с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи (БАТК). Однако в отличие от ситуаций применения широко известного метода лечения (акупунктуры) ребенок здесь не просто “работает”, а играет с собственным телом. Он мнет, разглаживает, “лепит” тело, словно ваятель, как бы заново создавая его “по законам красоты”. Определенные участки тела становятся своего рода психосоматическими “голограммами” — массируя их, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит нечто новое и прекрасное, способствует развитию у ребенка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.

Четвертый приоритет — формирование у детей способности к содействию и сопереживанию. Делая массаж друг другу, дети обмениваются “тактильными посланиями”. Например, игра « Как на пишущей машинке, массаж становится своеобразной формой невербального общения детей, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка к другому. Через тактильный контакт, ребенок выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить “ответ” на свое обращение. И так приоритет должен быть отдан развивающим психотерапевтическим техникам, ориентированным на формирование творческих способностей и прежде всего — воображения ребенка как условие достижение терапевтического эффекта (М.Е.Бурно, А.А.Нурахунова, В.Т.Кудрявцев, Т.В.Нестерюк и др.). Только игровые приемы и методы могут помочь сохранить ребенку здоровье и научить управлять своим телом, защитить его от болезней. Необходимо, чтобы мир движений открывался детям как особая «необыденная» действительность, как специфическая «культура», к которой еще только предстоит приобщиться, которая еще только ждет своих исследователей. Движение должно носить для ребенка характер «чудесного» события.

Литература :

  1. Кириллов И.Л. «Сюжетная игра средство становления психологически здорового ребенка» с.5.
  2. Никишина, И.В. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. – М.: Планета, 2012. Стр. 76.
  3. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление: Монография. – М.: Институт ДО и СВ РАО, 2003, –         с. 13.
  4. Егорова Б.Б. «Организация оздоровительно – воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» М.: ИДОСВ РАО, 2004. – 115 с.
  5. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., Саулина Т.Ф. «социально-оздоровительная технология 21 века М.:Аркти, 2000. С-54.
  6. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., и др. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского: Здоровый дошкольник, 2001 с- 81.
  7. Ефименко Н.Н., Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».-М.:1999 с-8.