7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 24 города Кызыла Республики Тыва"

Программа кружка «Юный художник»

 

Программа работы кружка «Юный художник»                                                                                        Руководитель кружка Карпова Елена Михайловна.

(ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными видами

изодеятельности)

 

Пояснительная записка

      В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане её постановки. Но не нова она и в плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте. Общеизвестное выражение С.В.Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей,  в отношении к себе (т.е. творческое саморазвитие).

           Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

            Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Тайна научного творчества с давних времен интересовала самих ученых, а художественного —  поэтов, писателей, композиторов, актеров. Человечество, пытаясь понять творчество, по сути, пытается понять себя, пожалуй, самую главную сущностную характеристику человека. Что касается детского творчества, то понимание его столь же важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для понимания собственно зрелого творчества.

Основная цельпрограммы – развить нестандартное видение предметов и ситуаций в окружающей действительности.

   Творческие способности будут развиваться, если учитывать следующие условия:

  1. Создание многообразия и богатства впечатлений, получаемых детьми в дошкольном учреждении и дома, в процессе систематических наблюдений, восприятия произведений изобразительного искусства.
  2. Развитие атмосферы творчества (создание состояния «разбуженности» чувств, воображения.)
  3. Побуждение детей к художественному творчеству постановкой интересных, разнообразных творческих заданий.
  4. Мотивация задания.
  5. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
  6. Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно-продуктивной деятельности.

Задачи программы:

  1. обучать техническим приёмам и способам изображения с использованием различных материалов;
  2. подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
  3. развивать творческие способности детей.
  4. воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
  5. учить детей видеть и  понимать прекрасное в жизни и в искусстве, радоваться красоте природы, окружающих предметов.
  6. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.

Формы работы:

  1. Работа по подгруппам
  • Наиболее простая форма, когда каждый ребёнок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.
  • Другая форма составляется из нескольких подгрупп и каждая выполняет свою часть общей композиции (работы).
  1. Индивидуальная работа

Включает в себя: показ техники изодеятельности (показ рукой ребёнка), объяснение, диагностику творческих способностей детей.

  1. Работа с родителями

Взаимодействие с родителями проводится индивидуально и коллективно. С родителями используются следующие формы работы:

  • учитывая разную исходную базу личностного развития ребенка, не сравнивать детей друг с другом;
  • находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить от души детей;
  • уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения;
  • доступным языком доводить результаты диагностического отслеживания;
  • привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих творческому развитию детей;
  • просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, наглядной информации, дни открытых дверей, выставки работ детей, библиотека для родителей, мастер-класс.

Проводятся с родителями консультации и беседы, родительские собрания. По возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу.

Выбор той или иной формы зависит от возраста детей, темы и от того, когда выполняется работа – на общем групповом занятии  и в процессе самостоятельной деятельности. Последовательность занятий кружка и количество часов на каждую неделю могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.

Принципы проведения занятий кружка:

  • Наглядность обучения — выражается в том, что у детей более развита наглядно — образная память, чем словесно — логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Цикличность построения занятий кружка;
  • Развивающий характер;
  • Системность подачи материала.
  • От простого к сложному.
  • Принцип индивидуализации — обеспечивает развитие каждого ребенка.
  • Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

Занятия кружка состоят из  нескольких частей.

Вводная

Цель вводной части – настроить детей на совместную работу, используя игровую мотивацию:

  • Создание проблемной ситуации;
  • Игры на развитие воображения, цветовое восприятие;
  • Использование ИКТ.

Часть 2. Рабочая

На эту часть приходится основная практическая работа. В неё входят показ и объяснение способов действия, знакомство с «инструментарием», использование художественного слова и самостоятельное творчество детей.

Часть 3. Заключительная

Цель этой части – анализ продукта деятельности. Здесь предусматривается закрепление техник изодеятельности, проведение какой-либо игры. Совместное рассматривание работ, разрешение проблемной ситуации.

Методические приёмы

  • Наблюдение окружающего;
  • Использование иллюстративного материала;
  • Показ способов действий;
  • Характер творческих заданий;
  • Исследовательская деятельность.

Перечень основных средств обучения

  • Музыкальный центр.
  • DVD – плеер.
  • Сиди – аудиотека: «Музыка для релаксации», «Сборник детских песен»; «Детские сказки».
  • Ноутбук.

Наглядный материал

  • Игры для восприятия цвета и развития руки;
  • Ватман;
  • Обои;
  • Фломастеры;
  • Акварель, гуашь, кисточки;
  • Печати – клише;
  • Трафареты;
  • «Инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
  • Бусинки, пуговицы;
  • Пробки;
  • Свечи;
  • Цветная бумага;
  • Нитки, вата;
  • Пластилин;
  • Художественная литература;
  • Лоскутки ткани.

Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

 — развитию мелкой моторики рук;

— обострению тактильного восприятия;

— улучшению  цветовосприятия;

 —  концентрации внимания;

— повышению уровня воображения и самооценки.

      Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

Изобразительная деятельность детей (лепка, рисование, аппликация) относится к сфере изобразительного искусства. Искусство – художественное (образное) отображение человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя. Огромное влияние оказывает искусство на детей.

Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так что же представляет собой детский рисунок? Можно ли считать его произведением  искусства?

Занятия кружка  лучше  начинать  не  с  предметного  рисования,  а  с  развития  у  детей  чувства  цвета.  Каждому  ребенку  необходимо  найти  своё  понимание  цвета   и  научиться, с  его  помощью  выражать  свои  эмоции.   В 4-5 лет  у  ребенка  появляется  интерес  к  линии,  её  пластичности выразительности.  В  этом  возрасте  с  детьми  можно  заниматься  графикой,  обогащая  ее  цветом,  которым  они  уже  владеют.

  Перед  тем  как  начать  рисовать,  надо  представить  то,  что  будет  изображено,  придумать  себе  характер  персонажа,  его  повадки,  образ  жизни,  манеру  двигаться.  Ребенок  все  познает  в  игре,  через  создание  второй  реальности – рисунка.  Рисунки – это  продукт  творчества.  Способность  ребенка  осуществлять  своей  фантазией  неодушевленный  мир,  как  бы  сама  диктует  педагогу  метод  обучения.  Каждое  занятие  по  изодеятельности  должно  доставлять  ребенку  радость,  делать  открытия.

Именно  поэтому  рекомендуется  использовать  в  работе  нетрадиционные  способы  рисования.

Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми. И в этом плане помогают разнообразные игры, сказки, произведения художественной литературы. Полезны и специальные упражнения — словесные описания, придумывание окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, разнообразных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простых фигур. Одним словом, изобразительная деятельность ребенка должна основываться на  впечатлениях об окружающей действительности. Чем многообразнее  и богаче жизнь, чем больше впечатлений получит малыш,  тем шире будет диапазон содержания, из которого он будет черпать образы для творческой изобразительной деятельности. А все это, в свою очередь, будет способствовать развитию воображения, без которого, не может быть творчества в какой бы то ни было художественной деятельности.

Нетрадиционные техники рисования

  С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.

           Рассмотрим некоторые широко известные нетрадиционные  техники рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми.

Печаткаэта техника позволяет младшему дошкольнику многократно изображать  один и тот же предмет, составлять из его отпечатков разные композиции, украшая ими открытки, пригласительные  билеты, салфетки.

    Дети  младшей и средней группы рисуют несложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали.

    Формы печаток можно разделить на два вида: предметные и геометрические. Предметные — изображения цветов, птиц, животных и др. Геометрические выполняются в форме круга, треугольника, ромба, овала и других геометрических  фигур.

     Вначале необходимо изготовить печатки сделать это можно по-разному:

1.Штампы и печатки несложно сделать из овощей: картофеля, моркови.

Овощ разрезается по меньшему диаметру и на гладкий срез шариковой ручкой наносится нужный для печати рисунок, затем мякоть аккуратно срезается по контуру рисунка. Рельеф должен быть  отдаленным от фона на 1-1,5см. Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к бумаге. Для каждого нового оттиска на поверхность формы нужно снова наносить краску.

    В качестве штампов  используется различный подручный материал: катушки от ниток, коробочки, пенопласт, резиновый ластик, бутылочные пробки

2.В качестве печаток можно использовать листья красивых форм. Сухие листья, с объемной стороны прокрашивают густой гуашью и осторожно укладывают накрашенной стороной на бумагу.  

     Пальцевая живопись — очень простая техника рисования. Детям младшего дошкольного возраста еще трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но им свойственно  все исследовать пальчиками, поэтому нужно использовать эту природную  способность детей.

      Пальчиковый прием помогает ребенку органично почувствовать материал (гуашь, акварель), ее свойства  вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка.

      Гуашевые краски наливают в плоские тарелочки, обмакивают пальцы и рисуют.

      Печать от руки — очень интересный игровой прием. Рисование  с  помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.

     Всю ладонь обмакивают в краску и на бумаге ставят отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Можно дополнить деталями, нарисованными кистью, фломастером, ручкой. В оттисках ладони со сжатыми или раскрытыми пальцами видны изображения  рыбки, петушка, перчаток, солнца (если их прикладывать по кругу), павлина и др.

    Если предложить ребенку сложить руки ладошка к ладошке и торцевую сторону ладошек окунуть в краску, а затем приложить к бумаге, то получится ствол дерева. После того, набрав зеленую краску на ладонь, приложить ее на бумагу поверх  ствола, получится дерево с кудрявой кроной.

    Если закрасить ладошку и два пальца – указательный и безымянный, то получится отпечаток-портрет зайчика.

    Удивительные, фантастические образы получаются из обведенных фломастером ладошек с подрисованными элементами. Особенно интересны изображения  диковинных птиц, рыб, растений, украшенные узорами с помощью разноцветных фломастеров.

Материалы: гуашь, плоские тарелочки с губкой, таз с водой для мытья рук и салфетки для вытирания рук

   Монотипия– одна из наиболее распространенных и простейших техник.

   Количество красок в монотипии – любое. Результат – неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает  специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что придает ему особую прелесть.

   Лист бумаги складывают пополам. На одну из половин листа наносят яркие пятна жидкой краской, затем вторую половину прижимают к первой, тщательно  разглаживают в разные стороны и разворачивают лист. На развороте  получается зеркальное изображение (симметричное изображение). Остается только догадаться, на что оно похоже, и дорисовать недостающие детали. Узоры могут вызвать ассоциации с цветами, рыбами, с облаками. Способом симметричного оттиска можно выполнить рисунки  «Бабочка», «Матрешка», «Бой петухов», «Цветы в вазе», и т. п.

   Материалы:  гуашь или акварель, белая или черная бумага,     Тампонирование увлекательная техника! Для ее применения необходим тампон из марли, внутри которой вата или поролон. Легким  прикосновением к бумаге, после  того, как набрали краску на тампон, дети будут рисовать что–нибудь пушистое, легкое, воздушное (облако, одуванчики, сугробы, волны на море, и др.). Отпечаток, состоящий из мелких пятен, создает ощущение бархатистой поверхности изображения, а при нанесении мазка получаются и нежные ветки, с едва распустившимися листочками, и шелковая трава, наклоняющаяся от ветра, и ажурные кроны заснеженных деревьев.

Приём: техника «Трафарет» выполняется следующим образом: сначала вырезают трафарет, затем, плотно прижав его к листу бумаги, обводят по контуру частыми прикосновениями тампона. Осторожно приподнимают трафарет – на бумаге остаётся чёткий ясный контур.

   При помощи больших тампонов можно нарисовать пушистых животных, птиц и др., дорисовывая затем нужные мелкие детали.

Материалы: тампон, гуашь, альбомный лист.  

    Метод тычка — увлекательный способ рисования.  При рисовании этим способом, гуашь должна быть густой, кисточка жесткой, подрезанной на2-3мм. Самое главное — кисть не нужно окунать в воду перед началом рисования.  Она должна быть сухой. При нанесении тычка кисточка должна находится  в вертикальном положении, тогда ворс  расплющивается и получается большая «пушистая» точка.

     Воспитатель заранее на листе у детей  рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем  контур данного предмета (изображение животного, птицы), называя вслух его части. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем  произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, лапы, нос, усы и др.) дорисовывают  дети концом тонкой кисти. Или  же им помогает воспитатель.

    Данную технику можно применять при изготовлении приглашений на праздник или подарков. Работы детей в предложенной технике  получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей.  

    Материалы: альбомный лист, гуашь, жесткая подрезанная кисть.

Фотокопия(Рисование свечой). Этот способ издавна использовался народными мастерами при расписывании пасхальных яиц. Суть техники в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели  восковым мелком или свечой. Наносят свечой рисунок, заполняя поверхность листа. Затем весь лист покрывается краской. Сначала одной-двумя, а потом, когда этот прием освоен, можно использовать и большее количество цветов. Произойдет удивительное: изображение сделанное свечой, появится прямо на глазах.

   Темами рисунков могут быть: «Узоры  Деда  Мороза на оконном стекле», « Снежинки», «В декабре, в декабре…», «Кружевные салфетки» и др.  

   Материалы: стеариновая свеча или восковой мелок, бумага, кисть, акварель.

Данная  тема  интересна  своей  необычайностью,  не традиционностью.

Нетрадиционные  способы  изодеятельности  приобретают  все  большее  значение  в  формировании  творческих  способностей  у  детей,  их  воображения.  В  занятиях,  где  используются  новые  нетрадиционные  способы  изображения,  у  детей  с  большей  силой  развивается  художественный  вкус,  разносторонние  возможности  творчества,  инициатива,  эмоционально-волевая  среда.  Обогащается  внутренний  мир ребенка,  его  видение  окружающей  действительности.

  Развитие  творческих  способностей  детей  в  процессе  обучения – одна  из важнейших  задач  сегодняшнего  дня.

Каждый  ребенок  по  своей  природе – творец.  Как  правило,  его  творческие  способности  находятся  в  скрытом  состоянии  и  не  всегда  полностью  реализуются.  Создавая  условия,  побуждающие  ребенка  к  занятиям  искусством,  возможно,  разбудить  эти  дремлющие, до  поры  до  времени,  творческие  наклонности.

Начинать  заниматься  творчеством  лучше  с  детьми  трехлетнего  возраста, когда  происходит  закрепление  естественного,  природного,  врожденного.

 Маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудится не напрасно: то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Но кому? В каком мире смогут найти себе применение нарисованные детьми клубочки ниток или дождя?

 Введение в процесс обучения игры позволяет вызвать у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием, создавать мотивацию учебной деятельности; в игровой форме руководить и оценивать работу; доставлять ребенку удовольствие от полученного результата и от возможности использовать его в игре.

Именно поэтому воспитателю необходимо самому много рисовать, давая детям возможность наблюдать за процессом создания художественного образа.

Очень важно в работе с детьми использовать игровые приемы, обыгрывание различных предметов. Например, ребенку предлагается ключ от машины, просят его отрыть машину и прокатиться. Ребенок в недоумении смотрит на белый лист  бумаги, потом берет карандаш и сначала нерешительно, потом увереннее рисует машину и дорогу.

Фантики, свернутые в кулечки – клоунские колпачки, дело за пустяком – надеть эти колпачки на клоунов, которых надо вылепить. Пружинки – хвостики мышей, к хвосту уже ничего не стоит сделать туловище мышки. Бусинки – это глаза, а остальное надо вылепить. Деталь возбуждает воображение. Снимает страх перед объемом работы.

Сейчас все чаще и чаще в детском саду используют интересные формы работы с детьми – комплексные занятия. В одном занятии содержится несколько видов деятельности: здесь и слушание музыки, стихов, и произведения искусства, и рисование (аппликация, лепка). И все пронизано одной целью. Смена нескольких видов деятельности позволяет долго удерживать внимание детей. Такое занятие надолго запоминается детям, обогащает их разносторонними знаниями.

Заключение

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы основной задачей становится – подведение ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.

Таким образом, гипотетическое предположение – если в ходе занятий кружка использовать педагогические условия, разнообразные методы и приёмы, демонстрационный материал, привлекать родителей, поддерживать интерес к творчеству ребёнка в семье, подтвердилось.

 

 

 

Перспективное планирование работы кружка «Юный художник»

месяц

неделя

тема

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

сентябрь

3.

 

 

4.

«Мир детства»

Аппликация с элементами бумажной пластики

Аппликация коллективная

«Веселые портреты»

(Лыкова с.32)

 

«Наша группа» (панорама детского сада с окошками для фотографий)

(Лыкова с.38)

Знакомство с портретным жанром и освоение изобразительно-выразительных средств бумажной пластики.

Создание коллективного панно в технике аппликации, освоение навыков сотворчества в дизайн – деятельности.

октябрь

1.

 

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

«Мир сказки»

Лепка сюжетная по мотивам народных сказок

 

Лепка сюжетная

 

 

Рисование – фантазия

 

 

Аппликация с элементами рисования и письма

«Бабушкины сказки»

(Лыкова с.142)

 

 

«Тили – тили – тили – бом»

(Лыкова с.146)

 

«Домик с трубой и сказочник – дым»

(Лыкова с.144)

 

«Жар – птица»

(Лыкова с.162)

 

Лепка сказочных персонажей по мотивам русских народных сказок, развитие способностей к сюжетосложению.

 

Создание коллективной композиции по мотивам народной потешки – лепка персонажей с передачей движения.

Создание оригинальных контурных рисунков в технике «Живая линия» (линия на прогулке).

 

Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник.

ноябрь

1.

 

2.

 

3.

 

 

4.

«Мир моря»

Рисование

 

Рисование – экспериментирование

Аппликация с элементами детского дизайна

Лепка рельефная (пластилиновая живопись)

«Я рисую море – голубые дали»

(Лыкова с.100)

«Крошки – осьминожки»

(Лыкова с.106)

«Морские коньки играют в прятки»

(Лыкова с.108)

 

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

(Лыкова с.122)

 

Экспериментирование с бытовыми предметами для изображения моря (волн) разными способами.

Рисование пластичных обитателей моря на основе волнистой линии (осьминоги, медузы, водоросли).

Освоение новой техники аппликации – вырезывание по нарисованному или воображаемому контуру.

 

Освоение техники пластилиновой живописи (рельефная лепка), передача пластики и колорита морских волн.

декабрь

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

«Мир сказки»

Рисование

 

 

Аппликация – мозаика

 

 

Лепка сюжетная

 

 

Аппликация с элементами конструирования

«Три поросенка с друзьями»

(Лыкова с.148)

 

«Лужи – тучи для веселых поросят»

(Лыкова с.150)

 

«Два жадных медвежонка»

(Лыкова с.152)

 

«Вкусный сыр для медвежат»

(Лыкова с.154)

Создание пластической композиции по мотивам английской сказки, сочетание техник лепки и конструирования.

Свободное сочетание аппликативных техник: вырезывание по контуру, обрывная и модульная (мозаика).

Создание пластической композиции по мотивам венгерской сказки, сочетание техник лепки и конструирования.

Творческое сочетание техник аппликации и конструирования на основе математического представления о части и целом.

январь

2.

 

 

3.

 

4.

«Холодные страны»

Рисование пастелью

 

 

Аппликация (коллаж)

 

Лепка с элементами конструирования

«Полярное сияние»

(Лыкова с.92)

 

«Белый медведь любуется полярным сиянием»

(Лыкова с.94)

«Пингвиний пляж»

(Лыкова с.96)

 

Освоение нового художественного материала (пастель), создание колористических нефигуративных композиций.

Создание сюжетной композиции в стиле коллаж, расширение возможностей бумажной пластики.

Лепка пингвинов в движении и создание коллективной композиции с использованием элементов конструирования.

февраль

1.

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

«Жаркие страны»

Аппликация

 

Рисование

 

 

Лепка с элементами аппликации и конструирования

Лепка сюжетная

«Черепахи и змеи ползают в пустыне»

(Лыкова с.76)

«Корабли пустыни (Караван идет)»

(Лыкова с.78)

 

«Веселые обезьянки на пальме»

(Лыкова с.84)

 

«Кенга и крошка Ру»

(Лыкова с.91)

Творческое применение разных аппликативных техник.

Знакомство с явлением контраста, освоение рациональных способов изображения нескольких одинаковых животных.

Создание игрового макета «Остров в море» с ловкими, быстрыми обезьянками на стройных пальмах.

Творческий поиск изобразительно-выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида кенгуру.

март

1.

 

 

2.

 

3.

 

 

4.

«Мир сказки»

Рисование по замыслу

 

 

Лепка коллективная

 

Знакомство с книжной графикой

 

Экспериментирование в изодеятельности

«Фантастические цветы»

(Лыкова с.156)

 

«Чудо – дерево»

(Лыкова с.158)

«Оформление книжки – самоделки»

(Лыкова с.160)

 

«Оттиски и отпечатки (Завершение оформления книжек – малышек)» (Лыкова с.164)

Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование художественных техник.

Создание образа чудо – дерева (рельеф или объем), развитие творческого воображения.

Оформление книжек – самоделок, знакомство со структурой детской художественной книги и спецификой ее оформления.

Экспериментирование с разными художественными материалами, знакомство с техникой «принт».

апрель

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

«Мир космоса»

Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги

 

Лепка рельефная (панорама)

 

Лепка, риcование или аппликация (по выбору)

 

Лепка коллективная или аппликация (по выбору)

«Звезды и кометы»

(Лыкова с.124)

 

«В далеком космосе»

(Лыкова с.126)

 

«Летающие тарелки и пришельцы из космоса»

(Лыкова с.128)

 

«Наш космодром»

(Лыкова с.130)

Создание панорамной композиции в технике коллаж: из разных материалов, вырезывание звезд по опорной схеме.

Совершенствование техники рельефной лепки, передача пластики, движения и колорита космических объектов.

Создание оригинальных образов космических объектов по замыслу, развитие навыков сотворчества.

Создание оригинальных образов космических летательных аппаратов по представлению или опорной схеме.

май

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

 

4.

«Подводный мир»

Лепка сюжетная

 

 

Аппликация с элементами рисования

 

Рисование декоративное с элементами аппликации и письма

Лепка или рисование с натуры

«На дне морском»

(Лыкова с. 104)

 

«По морям, по волнам»

(Лыкова с.102)

 

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

(Лыкова с.112)

 

 

«Чудесные раковины»

(Лыкова с.116)

Создание сюжетной композиции на основе обогащения представлений о морских обитателях (раковины, крабы, звезды).

Создание сюжетной композиции по замыслу, свободное сочетание художественных техник (аппликация, рисование).

Свободное сочетание разных изобразительных техник, включение элементов письма в оформление рыбок.

 

Создание реалистичного природного образа с натуры ( на выбор лепка или рисование).

Программа кружка  по ритмике.                                                                                                                     Руководитель кружка Монгуш Надежда Сергеевна

Пояснительная записка

 Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе

Программа кружка «Ритмика» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.

Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.

Дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.

Изучение предмета «Ритмика» тесно связано с изучением предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Танец», «Народно-сценический танец».

 Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия 30 мин.

Количество часов по плану:18

 Цель и задачи программы

Цель:

  • развитие музыкально-ритмических и двигательно-танцевальных способностей дошкольников через овладение основами музыкально-ритмической культуры.
  • выявление, раскрытие и развитие специальных (художественных) способностей каждого воспитанника, развитие личности дошкольника.

 Задачи:

  • овладение основами музыкальной грамоты;
  • формирование танцевальных умений и навыков в соответствии с программными требованиями;
  • воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности — силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации;
  • развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности;
  • приобщение к здоровому образу жизни;
  • формирование правильной осанки;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие темпо — ритмической памяти учащихся.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения.

  1. Наглядный
  • наглядно-слуховой прием;
  • наглядно-зрительный прием.

Исполнение музыки сопровождается показом. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей-образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения.

  1. Словесный

Беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ, напоминание, оценка и т. д. Этот метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.

Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах.

  1. Практический

При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задачей учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом
образовании.

Методические рекомендации к организации занятий

 Занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей детей.

На пятом году формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, дети могут самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуются танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.

На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.

Дети седьмого года жизни имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с ноги на ногу; самостоятельно строить круг, расширяя и уменьшая его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами; выполнять различные движения с предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения (выставлять ноги вперед на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружиться, продвигаясь вперед), способны передавать игровые образы различного характера.

Литература

  1. Барышникова Т. “Азбука хореографии”, М., 1999 г.
  2. Бекина С. и др. “Музыка и движение”, М., Просвещение, 1984 г.
  3. Белая К. “Триста ответов на вопросы заведующей детским садом”, М., 2004 г.
  4. Бондаренко Л. “Методика хореографической работы в школе”, Киев, 1998 г.
  5. Костровицкая В. “Сто уроков классического танца”, С-Пб., 1999 г.
  6. Конорова Е. “Хореографическая работа со школьниками”, С-Пб., 1998 г.
  7. “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”. Письмо МО РФ от 14.03.2000 г. № 65/ 23-16
  8. “Программа воспитания и обучения в детском саду”, под ред. М.А. Васильевой, М., 2005 г.
  9. Урунтаева Г. “Дошкольная психология”, М., 1996 г.
  10. “Эстетическое воспитание в детском саду” под ред. Н.А. Ветлугиной, М., 1985 г.

 

План кружковой работы «Ритмика»

Месяц

Направления

№ занятия

Разогрев

Упражнения на месте

Подвижные упражнения

Ритмические разминки

Сентябрь

Основные позиции.

I – II

Учим   маленький поклон

 

Позиции ног-«Узкая дорожка», «Широкая дорожка»

Упражнение «Ветерок»

Танец «Веселые сапожки»

III – IV

Построение-цепочка

 

Движение рук- «Ветерок», «Ленточки», «Моторчик»

Упражнение «Кружатся листья»

Ритмическая разминка «Мишки»

Октябрь

Упражнения на гибкость шеи,развитие пальцев и на эластичность плечевого пояса.

I – II

Построение-колонна,шеренга.

 

Упражнение «Бабушка и внуки»

Упражнение «Бабочки»

I часть ритмичной разминки «Ладошки»

 

III – IV

Учим танцевальный шаг

Упражнение «Просыпаемся»

Упражнение «Снежинка»

II часть ритмичной разминки «Ладошки»

Ноябрь

Упражнения для подвижности локтевого сустава, мышц кисти и туловища, укрепление позвоночника.

I – II

Учим правильно подниматься на носочки

 

Упражнение «Мельница»

 

Упражнение «Кошечка»

 

Ритмичная разминка «Скок- скок- сапожок»

 

III – IV

Учим марш по диогонали

Упражнение «Деревья качаются» Выдвижение ноги вперед, на каблук

Упражнение на расслабление «Дольки»

Ритмичная разминка «Вышел гусь гулять»

Декабрь

Упражнения для подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра.

I – II

Ходьба на коленках

Упражнение «Лягушка»

Упражнение «Поиграем в куклы»

I часть танца «Снежинки»

III – IV

Учим   «полушпагат», «шпагат»(прямой и продольный)

Лежа на спине, упражнение «Велосипед»

Упражнение на расслабление «Полетаем самолетик»

II часть танца «Снежинки»

Январь

Партерный экзерсис, упражнения на развитие мышц живота.

I – II

Упражнение с мячом

руки вдоль туловища, поднимание ног вперед . Упражнение «Рыбка»

Упражнение «Лесные гости»

Ритмичная разминка «Карусель»

III – IV

Упражнение со скакалкой

 

Упражнение «Сердитая кошка» «кошка умывается» Упражнение «Ножица»

Упражнение «В гости к бабушке»

Ритмичная разминка «Стирка белья»

Февраль

Упражнение на развитие стопы и колени.

I – II

Учим «русский» бег по змейке

Упражнение «Моряк»

Упражнение «Мышка и сыр»

I часть танца с куклами

 

III – IV

Учим прыжки вверх (поджатые, мячик)

Упражнение «Ку-ка-ре-ку»

Упражнение«Мы ходим как петух, мишка и серый волк»

II часть танца с куклами

Март

Упражнение на развитие туловища.

I – II

Упражнение с обручем

Упражнение «Тик-так»

Упражнение «Поезд»

I часть танца «Хлоп-хлоп-хлоп»

 

III – IV

Учим хлопки с притопами

Упражнение «деревянные,тряпичные и резиновые куклы»

Упражнение на расслабление

II часть танца «Хлоп-хлоп-хлоп»

 

Апрель

Упражнение на устойчивость и равновесие.

I – II

Учим подскоки

Упражнение «Лошадка»

Ритмичная разминка «Футбол»

I часть танца с шарами

 

III – IV

Учим держать равновесие

Упражнение «Цапля на болоте»

Упражнение «Ходьба по канату с веером»

II часть танца с шарами

 

Май

Подготовка к показательному концерту.

I – II

       

III – IV