7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 24 города Кызыла Республики Тыва"

Спрашивайте, мы ответим!

Вопрос:

— Моему ребенку 2 года, а он не говорит. Что делать?

Отвечает учитель логопед — Кринская Лидия Петровна

«Советы родителям детей с нарушениями речи»

Работа с не говорящими деть­ми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к этой проблеме. Одни не находят отклонений в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он все понимает, только ленит­ся», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заго­ворил», или «с мальчиками все­гда так». Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5—3 лет. Но подобная задерж­ка уже сама по себе должна на­сторожить — значит, какие-то, пусть минимальные, но измене­ния в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя сове­там, не могут или не хотят при­знать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удив­ляются: «Я все делаю, как реко­мендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты, а он по-прежнему молчит». Таким родителям следует объяснять, что они нагружают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторон­ней помощи, а другой будет дол­го ходить по стенке, и ему при­дется специально формировать, корригировать походку. Также и с речью.

Если родитель видит, что ребе­нок не справляется, он должен помочь ему, облегчить его задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: «Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим пол­ностью: машина, полотенце».

Родителям, чьи дети долго не могут заговорить, необходимо давать следующие рекомендации.

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормле­ние, одевание, купание), коммен­тируя окружающее, не боясь по­вторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции: «Дай ручку. Где ножка?» Опирай­тесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощен­ные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подра­жать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прят­ки — ку-ку, паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться уви­денному: ух ты. Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Почаще рассказывайте, читай­те первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

Не перегружайте ребенка те­левизионной, видео- и аудио­ информацией. При чтении сокра­щайте текст до понятных фраз.

Памятка для родителей

  1. Не говорите при ребенке о его отставании.
  2. Не раздражайтесь, не стесняй­тесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излиш­ней тревоги: у каждого свои сро­ки, свои проблемы.
  3. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький), соотно­сить цвета, форму (дай такой же), количество (один — много).
  4. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Со­рока-белобока».

Вопрос:

— Мой ребенок часто болеет, не связано ли это с тем, что он дышит ртом?

Отвечает инструктор по ФИЗО Петенева Наталья Владимировна?

«Почему нужно дышать носом?»

Воздух, вдыхаемый через нос, проходит по носовым ходам протокам, увлажняется, подсушивается, согревается и очищается о пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются рецепторы, участвующие в регуляции кровотока и активности головного мозга.

Именно из-за нарушений в состоянии этих рецепторов у детей с затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состоя­ние тревоги или угнетения, расстройства сна. Кроме того, свободное I н новое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема. Длительный недостаток поступления кислорода в организм ведет и угнетению развития организма и анемии.

Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами. Поэтому очень важно своевременно научить ребенка пользоваться носовым платком, сморкаться поочередно каждой ноздрей. Родителям также следует обратить внимание на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос он спит с открытым ртом, иногда похрапывает. Это тре­ножный сигнал. Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой вероятностью может закрепиться у него в качестве вредной привычки, избавиться от которой крайне сложно. При ротовом дыхании у ребенка сужаются носовые проходы, что приводит к недоразвитию гайморовых пазух и замедлению роста костных структур верхней челюсти. А это нарушает звукопроизношение. Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта способствуют нарушению артикуляции и гнусавости.

У детей с привычным ротовым дыханием в результате ослаблен­ного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ. Это задерживает развитие нижней челюсти. В силу инстинктивно сохра­няемого организмом равновесия для осанки таких детей характе­рен передний наклон головы, который со временем ведет к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава, лицевым мышечным болям, а также нарушению осанки.

Давно замечено, что люди, которые не дышат носом, отстают в умственном развитии, у них хуже память, снижены все жизненные процессы, некрасивый цвет лица, дряблая кожа. Это происходит иному, что дышать носом — естественное состояние дыхательной неге мы организма (человек не дышит носом только в случае болезни). Функции носа разнообразны: обоняние, очищение вдыхае­мого воздуха от пыли и согревание его зимой, борьба с вредной микрофлорой. Воздух, вдыхаемый носом, встречает целый ряд преград, поэтому при дыхании носом в грудной полости создается значительное разряжение воздуха. Это облегчает работу сердца, улучшает отток венозной крови от головы и уменьшает тем самым предпосылки к возникновению головных болей. Поэтому важно цедить за использованием ребенком носового дыхания в повседневной жизни, при незначительных физических нагрузках.

Очень часто при низких температурах видим, как вы, уважаемы родители, закрываете шарфом рот и нос ребенка. Как, на ваш взгляд правильно ли вы поступаете? Должны с вами не согласиться. Дел в том, что, закрыв ребенку рот и нос шарфом, вы, по вашему мнению, утепляете органы дыхания, чтоб он не «хватанул» морозного воздуха. Но не забывайте, что по закону физики при соприкосновении теплого и холодного воздуха образуется влага, которая скапливается в вашем случае на шарфике ребенка. И он дышит не теплым как вам кажется, воздухом, а еще более холодным в сравнении окружающим, потому что влага усиливает эффект охлаждения. При закрытом шарфом носе затрудняется поступление воздуха в организм, поэтому ребенок открывает рот. Воздух не согревается, приводит к охлаждению дыхательных путей, что вызывает простудные заболевания. Для занятиях физкультурой у меня разработан курс дыхательных упражнений «Подышим носиком», обращайтесь.

 

Вопрос:

— Наш ребенок часто рисует лежа, поводит за этим занятие не один час. Не вредно ли это для его развития?

Отвечает инструктор по ФИЗО Петенева Наталья Владимировна?

— Очень вредно, особенно для зрения. Несколько советов «Как сохранить хорошее зрение».

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять его. Потеря зрения, особенно в детском возрасте, — это трагедия. Поскольку организм ребенка очень вос­приимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детстве разви­тию зрения должно быть уделено особое внимание. Важное значе­ние для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях. Дома дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте — читать, писать, играть с конструктором. Эти занятия требуют постоянного активного участия зрения.

Надо помнить:

  • Общая продолжительность занятий в течение дня суммарно не должна превышать 40 мин в возрасте от 3 до 5 лет и одною часа в 6—7 лет. Однотипные занятия, связанные с напряжением фения, должны прерываться через каждые 10—15 мин для отдыха глаз с использованием переключения. Следует предоставлять детям воз­можность походить или побегать по комнате, сделан, несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.
  • Очень важно обучить ребенка правильно смотрен, телевизор и играть на компьютере. Помните, что длительные просмотры теле­передач или занятия на компьютере оказывают вредное воздействие на зрение. Длительность непрерывного просмотра телепередач или занятий на компьютере для дошкольников не должна превышать получаса. Оптимальное расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м. Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки ребенка (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно толь­ко, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.
  • Во время чтения свет должен падать на книгу или тетрадь рав­номерно. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. В поле зрения ребенка во время работы не должно быть отражающих поверхностей.
  • Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы. Лучшее расстояние для зрительной деятельности — 30—35 см.
  • Неправильная посадка (близкое расстояние от глаз до книги и тетради) способствует возникновению и развитию близорукости.
  • Важно научить ребенка самому контролировать свою посадку. Так, проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно ру­кой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев ка­саются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула.
  • Ни в коем случае нельзя разрешать детям читать лежа, так как эта привычка может стать одним из провоцирующих близорукость факторов.
  • При покупке книги для ребенка обращайте внимание на раз­мер шрифта (мелкий не рекомендуется), цвет иллюстраций, длину строки (лучше короче), тогда вы избежите ненужного переутомле­ния глаз при чтении книг.

Зрительная гимнастика

Задачи:

  • осуществлять профилактику нарушения зрения;
  • снимать зрительное напряжение;
  • укреплять глазные мышцы.

     Комплекс 1

  • Выполнять круговые движения глазами 1 — 10 раз влево и вправо вначале быстрее, затем как можно медленнее.

Комплекс 2

 

  • Посмотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторить несколько раз.

Комплекс 3

  • Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, посмотреть вдаль. Моргнуть несколько раз. Сжать веки, опять моргнуть. Повторить несколько раз.

Комплекс 4

  • Взгляд направлять: влево, прямо; вверх, прямо; вниз, прямо без задержки в отведенном положении. Повторить 1 — 10 раз. Длитель­ность выполнения 3—5 мин.

Комплекс 5

  • Взгляд смещать по диагонали: влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увели­чивать задержки в отведенном положении. Дыхание произвольное, но следить за тем, чтобы не было задержки дыхания.

Важна совместной работы педагогического коллек­тива ДОУ и родителей по охране остроты зрения.

Берегите зрение своих детей!

Вопрос:

— Каждое утро дочь не хочет ходить пешком в детский сад, просится на руки, и в группе она часто просто сидит на стуле. Воспитательница жалуется, не хочет играть в подвижные игры. Не повлияет ли это на ее двигательное развитие?

Отвечает инструктор по ФИЗО Петенева Наталья Владимировна?

«Организация здоровьеукрепляющего двигательного поведения детей»

Существует много пословиц о влиянии движений на здоровье человека: «Движение творит орган», «Движение — это жизнь» и т.д. Для нормального развития дошкольника двигательная активность должна составлять 50% времени бодрствования. Важны не только количество, длительность движений, но и как они выполняются. Присмотритесь к ходьбе своего ребенка. Поступь должна быть мягкой, с перекатом с пятки на всю ступню. Топающий шаг может привести к плоскостопию. В 5 лет ребенок должен приспосабливать свои движения к условиям, менять способ ходьбы в зависимости от поверхности грунта. Для предупреж­дения травматизма пятилетний дошкольник способен сознательно пользоваться коротким шагом на передней части стопы при ходьбе по скользкой поверхности, при гололеде. В этом возрасте ребенок может понимать и самостоятельно выбирать рациональный способ ходьбы при преодолении различных препятствий. Поэтому не всегда следует обходить встречающиеся преграды, а побуждать детей к выбору целесообразно­го способа преодоления ступенек при подъеме и спуске, перемещение по тротуару; регулировать ширину шага в зависимости от ширины ру­чейка и фунта; идти по узкой дорожке, проложенной по сугробу, без поддержки, сохраняя равновесие, но при этом использовать разный темп перемещения с учетом собственных способностей.

При беге, прыжках следует обратить особое внимание на мягкость приземления для предупреждения плоскостопия. Эти виды движений значительно влияют на укрепление мышц ног и развитие выносливости сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Для старших дошкольников полезны игры с мячом и различные виды метания. Они укрепляют мелкую мускулатуру руки и готовят пальцы к письму. Чем сильнее мышцы пальцев, тем продолжитель­нее и точнее они смогут выполнять написание букв и их элементов, легче выработать координацию движений. Следует развивать действия с мячами разного размера, фактуры и веса. В этом случае ребенок познает связь силы воздействия на предмет с его особенностями (весом, прыгучестью, величиной) и приучается регулировать напряжение мышц, напрягать и расслаблять их. На улице целесообразно организовывать метание шишек, желудей, камешков. В этих упражнениях, благодаря захвату тремя пальцами, активно участвующими в осуществлении письма, наращивается сила мышц и происходит динамичное чередование напряжения и расслабления.

Полезно для дошкольников ползание на четвереньках, предупреждающее сминание, уплотнение межпозвоночных дисков, их сдав­ливание, характерное при вертикальном положении. Но важно, чтобы ребенок не стучал коленями и локтями, только в этом случае дей­ствия будут здоровьесберегающими.

Особого внимания требует осанка детей, так как сдавленная грудная клетка значительно снижает выносливость и работоспособность. При консультации с родителями детей, имеющих отклонения в осанке, наметить содержание индивидуальной работы с ребенком. Совместная работа педагогов и родителей может быть направлена на осознание значимости положения различных частей тела при правильной осанка, затем на выработку привычки удерживать постоянно нужную позу. Параллельно с этим следует организовывать деятельность по укреплению различных мышечных групп с помо­щью физических упражнений и двигательной активности детей.

Если по результатам медосмотра выявлена предрасположенность к плоскостопию или оно обнаружено, в индивидуальной консуль­тации с родителями намечается соответствующая работа по устра­нению дефекта.

Инструктаж для родителей

Задача: информировать родителей о выполнении детьми домаш­него задания, связанного с самостоятельным проведением утренней гимнастики в выходные дни.

  1. Создать условия для проведения утренней гимнастики:
  • желательно проводить ее на свежем воздухе или заменить утренней прогулкой;
  • помещение проветрить и довести температуру воздуха до 16— 17 «С;
  • для упражнений, выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь коврик;
  • одежда не должна стеснять движений и слишком плотно при­легать к телу.
  1. Подобрать комплекс упражнений для утренней гимнастики:
  • доступных детям;
  • разнообразных и охватывающих по преимуществу основные группы крупных мышц (плечевого пояса, ног, спины и живота);
  • побуждать инициативу ребенка в подборе упражнений;
  • во время выполнения движений взрослые обязательно кон­тролируют дыхание ребенка (на выдох, при сжатии грудной клетки; дети произносят какое-нибудь слово или звук);
  • следить за качеством выполнения упражнения.
  1. Схема составления комплекса:
  • потягивание;
  • ходьба (на месте или в движении);
  • упражнения для мышц рук, шеи и плечевого пояса;
  • мышц туловища и живота;
  • мышц ног (приседания, прыжки);
  • общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпа­ды вперед, в сторону);
  • силового характера;
  • на расслабление;
  • дыхательные.

Будьте здоровье помните – «Движение это жизнь!»

 

Вопрос:

Сын не любит чистить зубы. С какого возраста нужно чистить зубы?

Отвечает старшая медсестра — Оюн Мара Чайзат — ооловна«Чтобы зубы не болели»

Рост, развитие и состояние здоровья ребенка тесно связаны с формированием и функцией зубочелюстной системы. Когда зубы здоровы и правильно расположены, ребенок спокойно откусывает любую пищу и пережевывает ее. Здоровые зубы измельчают пищу тщательно, она пропитывается слюной, что обусловливает хорошее усвоение питательных веществ, повышение аппетита.

Если у ребенка зубы разрушены, слизистая оболочка не здорова (на ней периодически появляются язвочки) или зубы верхней и нижней челюсти неправильно расположены по отношению друг к другу (неправильный прикус), ребенок с трудом откусывает пищу, плохо ее пережевывает. При этом в желудок поступает грубая, не­достаточно измельченная, плохо пропитанная слюной и загрязненная микробами из разрушенных зубов пища. Она может стать причи­ной развития воспаления слизистой оболочки желудка и других заболеваний. У детей, имеющих отклонения прикуса, помимо нару­шения основной функции жевания, нередко отмечаются ротовое дыхание, неправильное глотание, нарушение речи, Возраст от 3 до 7 лет — период интенсивного роста и развития челюстей. В это время начинается смена молочных резцов на посто­янные и прорезывание первых постоянных зубов. Все это создает благоприятные условия для устранения выявленных отклонений в формировании прикуса и привития навыков правильного откусы­вания, пережевывания и глотания пищи, дыхания и правильной речевой артикуляции. В числе причин развития неправильного прикуса следует назвать наличие вредных привычек — сосание или прикусывание губ, щек, языка, пальца или каких-либо предметов. Отучить детей от вредных привычек не просто. На это требуется много времени, внимания, настойчивости со стороны взрослых.

Если родителям не удается своими силами устранить у ребенка вредную привычку, необходимо обратиться к специалисту (врачу — ортодонту). При привычках, связанных с неправильно протекающи­ми функциями жевания и глотания, также существуют приемы их устранения.

Жевательная мускулатура нуждается в постоянной тренировке. Ее обеспечивает твердая, грубая пища, требующая активного жевания: свежие овощи, фрукты, особенно твердые сорта яблок, черный хлеб, сухари, не проваренное мясо. Такая пища необходима для нормаль­ного развития зубов и челюстей ребенка.

Нужно приучать детей долго и энергично жевать пищу, не остав­лять хлебных корок. Детям, которые жуют, вяло, нужно чаще давать пищу, требующую энергичного жевания.

Для формирования правильного глотания не следует приучать ребенка запивать твердую пищу. В случае, когда у детей сильно нарушена функция жевания, следует обратиться за помощью к врачу — ортодонту, который применяет специальные упражнения для нор­мализации жевания.

Четких рекомендаций о возрасте, с которого нужно чистить зубы у детей, нет. Как только ребенок научится полоскать ротовую полость, начинайте приучать его чистить зубы.

Бегите зубы своих детей!

Вопрос:

Сейчас наступили сильные морозы, дайте совет по как одеть, сколько времени гулять чтобы не простудить ребенка?

Отвечает старшая медсестра — Оюн Мара Чайзат — ооловна «СЕМЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ О МОРОЗНОЙ ПОГОДЕ»

  1. Многие считают, что ребенка надо одевать теплее.

Дети, которых кутают, увы, чаще болеют. Особенно опасно сильно одевать детей, уже умеющих ходить. Движения сами по себе согревают организм, и помощь «ста одежек» излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате он перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть.

  1. Многие считают: чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно прилегать к телу.

Парадоксально, но самое надежное средство от холода — воздух. Оказывается, чтобы защищаться от низких температур, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого подойдет теплая, но достаточно просторная одежда. Что надеть под куртку или пальто? Сначала майку или футболку из хлопка, которые хорошо впитывают пот, потом пуловер или шерстяной свитер, свободный, но плотно прилегающий на шее и запястьях. На ноги — шерстяные носки и теплые ботинки на меху или сапожки, но не тесные, а такие, чтобы большой палец ноги мог легко двигаться внутри.

  1. Многие считают: если малышу холодно. Он обязательно даст об этом знать.

Ребенок до 2 — 3 лет не может сказать «Мне холодно», не умеет стучать зубами и дрожать. Жировая прослойка под кожей у него еще очень мала, и система терморегуляции сформировалась не до конца. Единственной реакцией сильно замершего малыша станут бледность и непреодолимое желание спать. Имейте в виду: момент, когда тело ребенка расслабляется, сигнал опасности! Не радует и «умилительная» зимняя картинка — спящий в санках ребенок. Ведь он не движется — он отдан в неласковые руки мороза.

  1. Многие считают, что зимой вполне достаточно погулять часок.

На этот счет нет строгих правил. Все зависит от закаленности ребенка и уличной температуры. Для младенца. Прогулки должны быть ограничены, особенно в сильные морозы (ниже-10 градусов). Но если ребенку исполнился месяц, смело гуляйте подольше — несколько часов. Максимально допустимая температура для прогулок с малышом первого года жизни — минус 15 градусов; а опасные «спутники» зимнего воздуха — высокая влажность и ветер. Дети лучше переносят холод. Если их покормить перед прогулкой — особенно тепло дает пища, богатая углеводами и жирами. Поэтому лучше выйти погулять сразу после еды.

  1. Многие считают — деда, если у ребенка замерзнут руки.

В сильный мороз, боясь отита, мамы и бабушки используют целый арсенал, состоящий из платочков, шапок-ушанок, шапок-шлемов. Однако если у ребенка воспаление ушей, это вовсе не значит, что переохладились именно они.

Анатомическое строение детского уха таково, что просвет евстахиевых труб гораздо шире. Чем у взрослого. Даже при легком насморке жидкие выделения из носа через носоглотку легко туда затекают, неся с собой инфекцию. Чаще всего именно из-за этого возникают отиты, а не из-за того. Что «застудились» уши.

Позаботьтесь поплотнее закрыть шею и затылок ребенка — именно здесь происходит наибольшая потеря тепла. А уши надо закалять с самого рождения — не надевать слишком плотно прилегающие многочисленные платочки и шапочки.

  1. Многие считают: раз — ребенок замерз, нужно как можно быстрее согреть его.

Это и верно, и неверно. Согреть нужно, но не в «пожарном порядке». Например. Если положить замершие пальчики ребенка на батарею центрального отопления или подставить их под струю горячей воды — беды не миновать. Резкий контраст температур может вызвать сильную боль в переохлажденном участке тела или. Хуже того, нарушение работы сердца! Чтобы согреть малыша, прежде всего переоденьте его в теплое сухое белье, положите в кровать и укройте одеялом. Обычной комнатной температуры вполне достаточно. Если ребенок озяб, можно предложить ему негорячую ванну — пусть поплавает, порезвится.

  1. Многие считают. Что простуженный ребенок не должен гулять.

Если температура у малыша не повышена. Прогулки нужны обязательно! Держать больного ребенка неделями в квартире — не лучший выход. Наверное, вы замечали, что на свежем воздухе даже насморк как будто отступает, нос прочищается, начинает дышать. Ничего. Если будет и морозец. Следите. Чтобы ребенок не дышал ртом, чтобы его не продуло ветром, и он не вспотел. Не позволяйте ему много двигаться: ни к чему пока беготня или катание с горки.

«Гуляйте за ручку» — чинно и благородно. Как говаривали в старину.

 

Вопрос:

— Нашему сыну 6 лет, на следующий год в школу. Как помочь ребенку подготовиться?

Отвечает учитель русского языка – Ооржак Антонина Оюновна.

В дошкольных учреждениях существует практика преем­ственности между детскими са­дами, семьей и школой. Преем­ственность предполагает целост­ный процесс воспитания и обу­чения, который способствует обеспечению полного личнос­тного развития ребенка.

Поступление ребенка в шко­лу, адаптация его к новым усло­виям — очень болезненный период, как для ребенка, так и для его родителей.

У многих родителей есть ус­тойчивое заблуждение, что го­товность ребенка к обучению в школе определяется лишь сформированностью навыков чте­ния, счета, письма.

«Развитая речь — развитый ребенок»

Ребенок в возрасте 5—6 лет обычно может:

  • пересказывать прочитанное;
  • вести диалог;
  • составлять рассказ по кар­тинке;
  • объяснять смысл прочитан­ного.

Здесь большая роль отводится взрослым, окружающим его. Дети очень точно воспроизводят не только то, что мы говорим, но и как мы это делаем. Поэто­му необходимо давать ребенку правильные образцы для подра­жания, чтобы его речь не была полна дефектами речи взрослых. Не следует смеяться над непра­вильным произношением ре­бенка или упрекать его в этом. Спокойно исправляйте речевые недостатки, давая правильный образец, постарайтесь добиться повторения, и лучше это делать в игре.

Важно, чтобы перед приходом в школу ребенок умел:

  • правильно произносить все звуки;
  • правильно строить предложе­ния;
  • с выражением читать стихи;
  • рассказывать сказки;
  • описывать картины;
  • связывать начало, продолже­ние и конец сказки.

Для этого нужна практика. Дети 5—6 лет очень любят слу­шать речь взрослых, но взрослые часто не учитывают, что порог слышимости и остроты слуха у них недостаточны и звуки ребе­нок воспринимает хуже, чем сло­ва.

Поэтому взрослые должны:

  • не «глотать» окончания слов;
  • следить за своей речью;
  • четко произносить все звуки;
  • быть точными в эмоциональ­ной окраске речи;
  • выдерживать темп речи, дос­тупный ребенку;
  • произносить новые для ре­бенка слова медленно и точ­но.

Готовность к школе родителей

Родителям важно понять и решить для себя, смогут ли они:

  • помогать ребенку и не сер­диться;
  • не кричать, принимать спо­койно все так, как есть;
  • не унижать;
  • не обижать;
  • не сравнивать с другими сво­его ребенка;
  • не наказывать без явной при­чины, а лишь потому, что вы не в духе.

В общем, могут ли они пожер­твовать своими привычками, прихотями ради блага, спокой­ствия, успеха своего ребенка.

Что надо знать родителю о ребенке, который идет в школу:

  • он еще живет в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени;
  • он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут гово­рить «надо», «должен»;
  • его работоспособность — 5 — 20 мин, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности;
  • ему непривычно будет быть «одним из многих»;
  • он будет более подвержен за­болеваниям;
  • ему обязательно нужен све­жий воздух после занятий и движения;
  • ему в первое время обучения необходимо, чтобы рядом была мама: проводить в шко­лу, встретить, когда он дела­ет уроки, вместе гулять и т.д.

Ребенку нужны положитель­ные эмоции:

  • ребенок ждет от вас похвалы;
  • главное для него — понима­ние, любовь, доверие, забота. Поведение родителей по отно­шению к ребенку, который идет в школу:
  • старайтесь в выходные сде­лать что-то интересное с ре­бенком;
  • не забывайте заглядывать в ранец своего ребенка;
  • постарайтесь заранее научить его открывать и закрывать дверь;
  • научите ребенка аккуратно вешать школьную форму;
  • все бытовые дела с ним по­пробуйте «отрепетировать» заранее;
  • берегите психику ребенка;
  • будьте сдержанны в своих эмоциях;
  • не забывайте о школьных праздниках, ребенок должен быть красиво и празднично одет;
  • дайте ребенку возможность почувствовать себя счастли­вым и умеющим.

Ребенок и занятие. Ребенок испытывает радость от занятия:

  • когда ему интересно;
  • у него что-то получается;
  • его понимают;
  • его принимают таким, каков он есть.

Способности, которые необхо­димо родителям развивать в сво­ем ребенке:

  • память (тактильную, зритель­ную и пр.);
  • внимание;
  • логическое мышление;
  • образное мышление;
  • творческое воображение;
  • коммуникабельность;
  • речь;
  • координацию;
  • мелкую моторику;
  • конструирование;
  • счет;
  • другое.

Развивать эти способности можно:

  • с помощью занятий в детском саду;
  • дополнительных занятий в студии;
  • занятий с репетитором;
  • занятий дома с родителями;
  • использования интеллекту­альных и развивающих игр и игрушек;
  • чтения сказок, проведения бесед, прогулок, путеше­ствий;
  • посещения музеев, выставок, спектаклей, концертов;
  • комплексного развития;
  • чего-либо другого.

Для чего необходимо развивать эти способности:

  • чтобы подготовить ребенка к школе;
  • ему легче было учиться;
  • он был не хуже других;
  • стал думающим;
  • мог справиться о любой зада­чей;
  • заложить ребенку основы интеллектуально-творческого развития.