7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 24 города Кызыла Республики Тыва"

ПРОЕКТЫ

Народные традиции и обычаи при посещении аржаанов Тувы.

Руководитель проекта: Ооржак Антонина Оюновна

Продолжительность проекта: 1 год.

Вид проекта: информационный.

 Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста к истокам тувинских традиций и обычаев, при посещении целебных источников.

Задачи проекта.

Для детей:

  • Приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через знакомые им виды искусства тувинского народа;
  • развитие интереса к тувинскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям тувинских людей и творческих способностей, заложенных в каждом ребенке от природы;
  • воспитание основ духовности, характерной для данного этноса (любовь к детям, к природе, уважение к матери, взрослым);
  • формировать бережное и заботливое отношение к природе, целебным источником и ко всему живому;
  • развивать интерес к тувинским народным традициям и обычаям.

Для педагогов:

  • Помочь дошкольникам найти пути возвращения традиций и обычаев своего народа, создание в детском саду условий для детской деятельности, со знакомством народных традиций, и обычаев.

Для родителей:

  • Мировую культурную наследию взрослые должны донести и сохранить до своих потомков, разить в лучшую сторону;
  • соблюдение традиций, обычаев, с детьми при посещении святых мест, аржаанов;
  • бережное отношение к охране памятников природы.

Для социальных партнеров:

  • Беседа с детьми о традициях и обычаях тувинского народа, при посещении святых мест, аржаанов, выездной музей работников, краеведческого музея.

Образовательная область: Познание

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.

Актуальность: В настоящее время традиции и обычаи наших предков все больше уходят в прошлое. Подрастающее поколение становится более информатизированным, в связи, с чем отсутствует интерес к своей культуре, а взрослые в свою очередь, не считают нужным делиться обычаями и традициями своего народа. Наши дети должны хорошо знать не только историю своего государства, но и традиции национальной культуры своей Родины (танцы, фольклор, стихи, игры).

В нашей Туве очень много различных целебных источников (аржаанов), и все они дают положительный эффект.

Поэтому очень важно знать традиции и обычаи, которые соблюдали люди старшего поколения при посещении целебных источников.

Традиции – хранители народной культуры, заветов наших предков. Если полностью утеряны все народные традиции, можно взять под сомнение само существование народа.

Продукты проекта.

Для детей: беседа, чтение сказок, мифы об аржаанах, открытое мероприятие по теме «Путешествие по родным местам», разучивание стихотворений, благопожеланий, пословиц, поговорок. Рисование национальных узоров, одежды, просмотр документального фильма «Путешествие по Туве», тувинские национальные игры.

Для педагогов: изготовление искусственного аржаана, дерева для подвязывания трехцветных ленточек для открытого мероприятия.

Для родителей: изготовление альбомов о целебных источниках, сбор фотографий.

Для социальных партнеров: сделать выездной музей с тувинскими народными играми.

Ожидаемые результаты по проекту.

Для детей:

  • Овладение необходимыми умениями и навыками при посещении святых мест;
  • способность управлять своим поведением и планировать свои действия;
  • соблюдение элементарных общепринятых народных традиций и обычаев своего народа;
  • Бережно относится к живой и не живой природе.

Для педагогов: проведение открытого мероприятия, занятий, бесед.

Для родителей:

  • Осознанный интерес родителей к народным традициям обычаям своих предков и соблюдение их с детьми.

Для социальных партнеров:

  • Сотрудничество работников музея с детским садом, делать выездные выставки по национально региональному компоненту.

  Этапы реализации проекта.

«Традиции и обычаи тувинского народа при посещении аржаанов

( водные целебные источники) ».

 Этапы проекта

 

Действия педагогов

Действия детей

Действия членов семьи и социальных партнеров.

Подготовительный

( проблемы, планирование результатов, продуктов проекта).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование всего проекта.

Подбор методической и художественной литературы об аржаанах Тувы.

Составление сценария открытого мероприятия,

занятий, подбор стихотворений, слова благопожеланий к духу хозяину целебного источника аржаана. и национальных и дидактических игр, создание проблемных ситуаций в режимных моментах, организовать экскурсию в музей.

Организация открытого мероприятия, занятий, бесед о   свойствах воды, родников, целебных источников.

 

 

Проблемная ситуация:

«ты решил посетить аржаан, поправить свое здоровье, что ты должен взять с собой?»

(Обсуждение детей.)

Правильно, надо взять с собой продукты, теплые вещи, посуду. Что вы должны делать когда придете к целебному источнику аржаан?

( обсуждение детей.)

Правильно, в первую очередь надо совершить ряд обрядов, такой обычай нашего народа.

— Если вы увидели возле аржаана лежат монеты, красивые предметы, что вы будете делать, возьмете их, или?

(Ответы детей.)

-Правильно это нельзя брать нельзя, потому что это все принадлежит хозяину аржаана.

— Можно ли мусорить у святых местах? Почему?

( Ответы детей.)

Какие виды обрядов проводили в дни Аржаана?

( Ответы детей)

Правильно ребята молодцы.

Анкетирование семьи.

Организация экскурсии в музей, при участии родителей. Создание альбомов о аржаанах Тувы, сбор фотографий картинок о воде.

 

 

Деятельностный

Непосредственная деятельность по проекту

Поэтапная оценка.

Знакомство с водой и его составом, где в природе встречаются. С некоторыми минеральными источниками Тувы, их названием, для чего нужны, знакомство с традициями обычаями тувинцев при посещении аржаанов о значении священного дерево

«чалама».   Рассказ воспитателя легенд, сказаний об аржаанах Тувы, о воде,   родниках на земле. Экскурсии в краеведческий музей. Разучивание стихотворений, благопожеланий.

Провести опыт о свойствах воды.

— Чтение сказки Ю. В. Малехина «Путешествие капелек», О. В. Лукина «Капитошкины сказки, Прослушивание рассказов легенд, сказаний народа о аржаанах, о людях которые исцелились при посещении аржаанов. Рисование священного дерева, аржаанов.

Беседа детей с работниками музея. Совместное чтение художественной литературы с родителями о целебных источниках Тувы, их пользе, исцелении людей при посещении аржаанов.

Завершающий

Презентация продуктов проекта и рефлексияразмышление над новым знанием или опытом.

 

Организация открытых мероприятий «Путешествие по родным местам»,   «Минеральные воды», «Вода в жизни людей». Подведение итогов реализации проекта.

Коллективная работа по изготовлению искусственного аржаана, священного дерево.

Оформление альбома из фотографий и детских работ, выставки на родительском уголке.

 План реализации проекта.

«Традиции и обычаи при посещении аржаанов Тувы».

                                                                                                               Автор проекта: Ооржак Антонина Оюновна

Познание

( ведущая деятельность

Познавательно – исследовательская)

Чтение художественной литературы

( ведущая деятельность чтение)

Коммуникация

Ведущая деятельность – коммуникативная.

— Экспериментирования с разными материалами.

— рассматривание

— наблюдение

— решение проблемных ситуаций.

— создание символов

-дидактические игры

— Восприятие стихотворений, благопожеланий с последующим их разучиванием.

— восприятие

национальных сказок с последующим свободным общением.

— Подвижные, народные, дидактические игры.

— свободное общение.

Социализация

( ведущая деятельность — игровая)

Труд

( ведущая деятельность – трудовая)

Безопасность

( интеграция разных видов деятельности)

— Игры с водой, мыльными пузырьками

-экспериментирования с водой.

— дидактические игры — договариваться со сверстниками.

-подвижные игры

— высказывание детей о прослушанном рассказе.

 

— Труд в природе

( оформление клумбы, посадка цветов, полив растений)

— дежурство в уголке природы.

— Создание альбома со знаками о правилах поведения в природе

— инструктаж на тему « поведение на участке», «по использованию приборов уголке экспериментирования»

— рассматривание иллюстраций на тему « поведения в природе» с последующим общением

Здоровье

( интеграция разных видов деятельности)

Физическая культура

( ведущая деятельность – двигательная)

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

-Усвоение основных культурно – гигиенических навыки, при посещении   целебных источников.

— для чего посещают целебные источники.

— знать пользу целебных источников, для человека.

 

 

 

— Физкультминутки

-игры: подвижные, имитации, народные

— физические упражнения

-досуг

— соревнования

-Оформление информационных стендов

-выставки творческих работ детей

-оформление альбомов о аржаанах Тувы.

— беседа с работниками музея.

Художественное творчество

( ведущая деятельность – продуктивная)

Музыка

( ведущая деятельность музыкально – художественная)

Режимные моменты

( интеграция разных видов деятельности).

— Рисование с натуры ( гуашью)

— конструирование из бумаги ( оригами)

— изготовление ленточек для свешенного дерево.

— -конструирование из строительного материала ( по образцу по замыслу)

— Прослушивание звуков воды, капель.

-разучивание стихотворений, песен.

 

— Утренняя гимнастика

-самостоятельная деятельность

— непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию — прогулка

 Ожидаемые результаты по проекту.

Для детей:

  • Овладение необходимыми умениями и навыками при посещении святых мест;
  • способность управлять своим поведением и планировать свои действия;
  • соблюдение элементарных общепринятых народных традиций и обычаев своего народа;
  • Бережно относится к живой и не живой природе.

Для педагогов: проведение открытого мероприятия, занятий, бесед.

Для родителей:

  • Осознанный интерес родителей к народным традициям обычаям своих предков и соблюдение их с детьми.

Для социальных партнеров:

  • Сотрудничество работников музея с детским садом, делать выездные выставки по национально региональному компоненту.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: открытое мероприятие.

Название игрового мероприятия проекта: «Народные традиции и обычаи при посещении аржаанов Тувы»

Продукты проекта.

Для детей: беседа, чтение сказок, мифы об аржаанах, открытое мероприятие по теме «Путешествие по родным местам», разучивание стихотворений, благопожеланий, пословиц, поговорок. Рисование национальных узоров, одежды, просмотр документального фильма «Путешествие по Туве», тувинские национальные игры.

Для педагогов: изготовление искусственного аржаана, дерева для подвязывания трехцветных ленточек для открытого мероприятия.

Для родителей: изготовление альбомов о целебных источниках, сбор фотографий.

Для социальных партнеров: сделать выездной музей с тувинскими народными играми.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методические материалы к проекту «Традиции и обычаи при посещении аржаанов»

Методические литературы: Название литературы и их авторов. Кара – кыс Аракчаа « Слово об аржаанах Тыва» « Культ Аржаанов и мировоззрении тувинцев», Тамара Будегечи «Художественное наследие тувинцев», Монгуш Келин – Лопсан « Магия Тувинских шаманов», Т. А. Шорыгин «Беседы о воде в природе».

Художественная литература: название произведения и автора. « Тувинские народные сказки»,

« Матпаадыр»,

 Загадки.

Он кружится, играет,

На солнышке сверкает.

Из – под земли он струйкой бьет,

И влагу всем кругом дает.                                (Родник).

 

 

Поит летом и зимой

Нас прохладною водой.

Из земли он струйкой бьет

И журчит, звенит, поет.                                    ( Родник).

 

Мы украшенье вешней природы,

В реку несем мы талые воды.                                  ( Ручьи).

 

Вдоль обочины дороги

Мы бежим, звеним, журчим,

Рассказать мы вам хотим,

Что весенние деньки

Очень любят…                                                  (Ручейки).

 

Она бежит, струится,

На солнце серебрится.

Склонились молчаливо

Над ней густые ивы.                                                            (Река)

 

Стихи, благопожелании.

 

Золотой целебный источник,

Со священным чистым камнем.

Золотым сокровищем!

От болезни.

Метко – метко вылечи меня.

Я прошу милости,

Развешиваю чалама белого и синего

Цветов.

Благодатный богатый источник, хайыракан!

 

Святой источник

 

 

На самом дне сырой канавы

Блестела талая вода.

И ветерок, качая травы,

К земле клонил их иногда.

 

И Сергий над водой склонился:

Всевышнего молил святой,

Чтоб из земли родник пробился

С живой чудесною водой.

 

И узнал Господь мольбам святого,

( Вы только вдумайтесь на миг!)

Животворящим стало слово –

Забил в глуши святой родник!

        ***

Эки чемим дээжизи – дыр

Эринниг чувеге амзатпадым

Амданныг чемим дээжизи – дыр

Аастыг чувеге амзатпадым.

Эртен хайындырган шайымнын

Усту – дыр, башкы – тандым

Ак баштыг Бай – ла тандым.

***

Долу чаашкын болбазын,

Аъш – чем элбек болзун,

Урезин успес болзун

Угерин соп чиир болзун

Тараа – быдаа элбек,

Тавак сынмас болзун!

***

Чок болуп читпес сен,

Чочагайын унуп кээр

Барган хевээр барбас сен,

Бай ыяш хевээр унуп кээр сен.

***

Аарыг- ажык чок

Ааржаан силерге

Аарыым аыткап келдим

Алдын аржааным,

Аарыг ажык чок

Ачылан човуланны

Адыпып каарын.

Аржааным силерден диледим.

***

Аарыг- ажыым

Эттиндирип алдым

Алдын аржааным,

Акша копеем салдым

Ажым – чемим делгедим

Аржаан хайыракан, оршээ!  

        ***    

Долу чаашкын болбазын,

Аъш чем элбек болзун,

Урезин успес болзун,

Угерин соп чиир болзун

Тараа – быдаа элбек,

Тавак сынмас болбун!

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Наглядный материал

Рис. 1. Аржаан Кундустуг (Бобры)

Рис. 2. Оваа (священный знак из камней, собранных в кучу на перевалах)

Рис 3. Оваа (Шалаш из тонких ветвей, вход которого смотрит в сторону солнца)

Рис. 4. Посещение аржаана молодожеными

Рис. 5. Посвящение аржаана родителей с детьми.

Рис. 6. Восхождение на верхний аржаан

 

 

Рис. 7. Ребенок в палаточном городке на аржаане

Продукты детской деятельности

 

Рис. 5. Рисунок Оваа

 

Рис. 6. Чалама (священное место, куда привязывают цветные ленточки)

 

Рис. 7. Чалама (священное место, куда привязывают цветные ленточки)

Рис. 8. Макет аржаана

Рис. 9. Макет аржаана

Библиографический список:

  1. Кара – кыс Аракчаа « Слово об аржаанах Тыва» Кызыл- 1979, 1990
  2. « Культ Аржаанов и мировоззрении тувинцев»,
  3. Тамара Будегечи «Художественное наследие тувинцев»,
  4. Монгуш Келин – Лопсан « Магия Тувинских шаманов»,
  5. Т. А. Шорыгин «Беседы о воде в природе».