7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 24 города Кызыла Республики Тыва"

Коллегам: Как обучать детей русскому языку?

Обучение детей русскому языку

 Целесообразность обучения русскому языку с дошкольного возраста обусловлена тем, что этот период развития ребенка характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов, более быстрым и легким, чем на последующих ступенях, усвоением умений и навыков. Этот период считается наиболее благоприятным для овладения языком в силу ряда психологических особенностей детей (высокая сензитивность, активная память, легкость формирования положительной мотивации речевой деятельности).

Однако следует учитывать, что для реализации больших потенциальных возможностей дошкольников в обучении русскому языку работу необходимо строить на основе четко продуманной методической системы, учитывающей возрастные особенности детей пяти – шести лет.

Работу с детьми следует начинать, когда их речь на родном языке практически сформирована, т.е. к пяти – шести годам. Поэтому обучение проводится в старшей и подготовительной к школе группах, в связи с чем программа рассчитана на 2 года.

Основной формой обучения являются занятия, которые проводятся 2 раза в неделю (желательно в первой половине дня). Возрастную группу следует делить на подгруппы, так как численность более чем 20 человек может отрицательно сказываться на эффективности обучения.

Продолжительность занятий в старшей группе – 20-25 мин, в подготовительной к школе – 30-35 мин. Занятия проводятся воспитателями, хорошо владеющими русским языком и методикой обучения, или учителями русского языка национальных школ, прошедшими специальную подготовку по работе с дошкольниками.

Речь самого педагога должна быть четкой, ясной, без фонетических, лексических и грамматических ошибок и служить образцом для подражания, что является одним из главных условий успешности обучения.

Для того чтобы обучение русскому языку было эффективным, управляемым, воспитателю необходимо четко представлять себе весь комплекс задач.

Задачи обучения в области воспитания и общего развития детей:

  1. Воспитывать у детей на занятиях по русскому языку патриотические и интернациональные чувства. Познакомить детей с природой и жизнью людей в различных частях нашей страны, используя для этого фотографии, картины, телепередачи.
  2. Расширять кругозор детей, знакомить их на занятиях русским языком с новыми понятиями и явлениями по мере изучения новых слов.
  3. Формировать у детей устойчивый интерес и положительное отношение к изучению русского языка, желание учиться.
  4. Развивать познавательные и языковые способности детей, их память, внимание, воображение, речевую реакцию, наблюдательность относительно языковых явлений, навыки речевого самоконтроля.
  5. Формировать предпосылки учебной деятельности: речевую и познавательную активность, умение слушать объяснения педагога и речь товарищей, принимать решение в несложной проблемной ситуации.

 

Задачи обучения в области фонетики русского языка:

  1. Сформировать у детей правильное произношение всех звуков русского языка, как изолированных, так и в составе слова. Добиваться овладения основными фонетическими противопоставлениями звуков русского языка – твердостью – мягкостью и глухостью – звонкостью согласных. Учить детей понимать их функцию и использовать эти противопоставления в речи. Обращать особое внимание на формирование звуков, отсутствующих в родном языке детей.
  2. Учить детей различать на слух и воспроизводить (в составе слова и изолированно) слоги с твердыми и мягкими, глухими и звонкими согласными. Учить ребенка произносить различные сочетания звуков.
  3. Научить детей пользоваться интонационными различиями для целей общения (побуждение и просьба, вопрос, рассказ и т.п.).

Задачи обучения в области лексики русского языка:

  1. Обеспечить полное овладение всеми детьми лексическим объемом, предусмотренным всеми детьми лексическим объемом, предусмотренным в словарном минимуме «Типовой программы».
  2. Знакомить детей с новыми словами, объединяя слова в группы по смысловому признаку (в соответствии с темой). Раскрывать значение новых слов, максимально используя средства наглядности (картинки, игрушки, показ действий).
  3. Демонстрация правильного произношения всех слов. Учить детей обозначать словом видимые предметы и добиватситуации.
  4. Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого специальную последовательность игр.
  5. Активизировать употребление новых слов в различных фразовых конструкциях, организуя соответствующие игровые ситуации.

Задачи обучения в области грамматики русского языка:

  1. Познакомить детей с грамматическими явлениями русского языка в пределах, предусмотренных программой.
  2. Обращать при этом основное внимание на функциональную роль этих явлений, их связь с определенными явлениями действительности.
  3. Учить детей понимать грамматические явления, правильно использовать их для понимания ситуации, решения определенной коммуникативной задачи (просьба, команда, рассказ, отрицание, объяснение и т.п.).
  4. Учить детей обозначать множественность предметов, используя окончание существительных.
  5. Сформировать представление о грамматическом роде существительных.
  6. Научить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
  7. Учить детей обозначать принадлежность предмета определенному лицу.
  8. Сформировать способы выражения отрицания в различных фразовых конструкциях.
  9. Учить детей употреблять предлоги места для обозначения местонахождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных.
  10. Задачи обучения в области связной речи.
  11. Учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций. Развивать как монологическую, так и диалогическую речь на русском языке.
  12. Создавать условия для максимального использования самостоятельной, неподготовленной связной речи детей на русском языке, обращая основное внимание на обеспечение положительной мотивации речи детей в специально организованных играх.
  13. Учить детей строить отдельные высказывания из 2 – 6 элементов.

Дети в результате двухгодичному обучению русскому языку должны уметь:

— понимать обращенную к ним речь, как в виде отдельных предложений, так и в виде короткого текста, соответственно выполняя распоряжения, выбирая предмет или сюжетную картинку по описанию, оценивая то или иное явление (предмет, ситуацию) по словесному описанию;

— отдавать распоряжение, команду одному или нескольким лицам в виде полного предложения;

— владеть формами вежливости, принятыми для выражения просьбы и благодарности;

— давать развернутое описание предмета (явления, ситуации), указывая наиболее существенные признаки (цвет, размер, местоположение, некоторые качества, принадлежность тому или иному лицу);

— описывать собственные действия и действия других лиц, указывая время действия;

— рассказывать о себе (как зовут, сколько лет, где живет, какая семья);

— рассказывать о семье (о братьях и сестрах, о том, кем работают родители, что они делают дома);

— рассказывать о жизни в детском саду, режиме дня, уметь отдавать распоряжения;

— составлять описание сюжетной картинки, наблюдаемой или воображаемой ситуации из 2 – 8 предложений.

Задачи обучения в области формирования навыков общения:

  1. Учить детей не только отдельным речевым действиям, но также умению ориентироваться в ситуации общения и самостоятельно находить речевое решение в новых условиях, выбирая для этого соответствующие слова и грамматические средства.
  2. Учить детей творчески использовать языковой материал, организуя на занятиях воображаемые, сказочные ситуации по мотивам произведений фольклора и детской литературы.
  3. Проверять устойчивость навыков общения на русском языке в новых для ребенка коммуникативных ситуациях.

Содержание обучения

Содержание обучения составляет в первую очередь конкретный языковой материал, которым должны овладевать дети. Это прежде всего словарь, куда входят наиболее частотные слова русского языка, необходимые для элементарного общения. Словарный минимум 420 лексических единиц (существительных, прилагательных, глаголов и других частей речи).

Однако, для того, чтобы говорить на каком – либо языке, недостаточно знать отдельные слова и правильно произносить их. Надо уметь изменять слова (например, существительные – в числе, глаголы – в лице и т.п.). Поэтому в содержание обучения входит ряд грамматических явлений русского языка, необходимых для построения элементарных высказываний: формы выражения множественности существительных, прилагательных, глаголов, родовые окончания прилагательных, некоторые падежные формы, предлоги места и направления, формы повелительного наклонения, времени и лица глагола.

Так наряду со словами, отражающими национальные особенности культуры и быта, словарный минимум, отобранный для обучения, должен содержать общее ядро слов, необходимых для элементарного общения на русском языке. Словарь, предлагаемый в типовой программе, организуется по тематическому принципу.

Воспитатель, обучающий детей русскому языку, особенно в тех районах, где нет русской языковой среды, становится для дошкольников примером человека, свободно владеющего как родным, так и русским языком. Постоянное совершенствование русской речи самого воспитателя – задача методических объединений, институтов усовершенствования и курсов повышения квалификации, так как успешное развитие русской речи детей в национальном дошкольном учреждении возможно только при условии правильности речи самого педагога и его умения добиться речевой активности всех воспитанников.

Психолого-педагогические основы обучения русскому языку

Развитие у дошкольников нерусских национальностей навыков русской разговорной речи – сложный процесс, требующий активности памяти, внимания, мышления ребенка. Чтобы управлять этим процессом, воспитателю важно иметь общие представления о развитии двуязычия в детстве, особенностях речевой деятельности ребенка пяти – семи лет, а также знать психолого – педагогические требования к организации обучения русскому языку.

Развитие двуязычия в дошкольном возрасте

Двуязычием называется способность человека пользоваться двумя языками в целях общения, для выражение своих мыслей и намерений, легко и безошибочно переключаться с одного языка на другой в зависимости от ситуации.

Двуязычие в детском возрасте может складываться по – разному в зависимости от той роли, которую играет в жизни ребенка каждый язык, от того, в каких ситуациях и в какой степени он пользуется двумя языками. Можно выделить следующие типичные случаи формирования двуязычия:

1) ребенок с самого рождения (в двуязычной семье) воспитывается в обстановке переключения с одного языка на другой;

2) в семье ребенок общается на родном языке, а вне семьи (в общении с соседями, сверстниками и т.п.) происходит овладение вторым языком;

3) ребенок овладевает вторым языком в процессе целенаправленного обучения на занятиях в детском саду.

Язык, речь, речевая деятельность

  1. Необходимо с самого начала формировать речевую деятельность детей на русском языке как активный процесс говорения и понимания.

 

  1. Методика обучения должна основываться на принципе речевого действия. Фразы, которые говорит ребенок на русском языке, будут результатом речевого действия лишь при соблюдении ряда условий: наличия у обучаемого внутреннего мотива (почему ему надо это сказать), цели (для чего надо сказать это, что получится в результате сказанного), мысли (какое содержание нужно передать словами).

Успешность обучения русскому языку дошкольников в национальном детском саду зависит от многих факторов, в том числе от общего развития ребенка, уровня его умственного и речевого развития, умения общаться со взрослыми и сверстниками. Поэтому работа над развитием русской речи дошкольников тесно взаимосвязана с воспитательно-образовательной работой по всем разделам программы детского сада.

Воспитание и общее развитие детей в процессе обучения русскому языку

При определении методов решения воспитательных задач в процессе обучения русскому языку дошкольников нерусских национальностей необходимо стремиться к максимальной осознанности детьми тех знаний, представлений и моральных принципов, которые формирует педагог. Так, часто в обучение детей русскому языку в национальном детском саду на самых начальных этапах включают песни, стихотворения, короткие рассказы, предназначенные для русских детей, в том числе и произведения, несущие большой воспитательный потенциал.

Однако, необходимо четко осознавать, что особенности восприятия этих произведений нерусскими детьми не дают возможности полноценного решения воспитательных задач. Русское слово только тогда может стать средством воспитания, формирования личности ребенка, когда оно будет точно понятно и эмоционально воспринято.

Поэтому методисты рекомендуют на начальных этапах обучения русскому языку, как в дошкольном учреждении, так и в подготовительных классах национальной школы прибегать к помощи родного языка детей, «учебно – воспитательную работу в это время вести на родном языке детей, одновременно проводя интенсивную подготовку детей к практическому овладению русским языком. Правильное использование родного языка будет способствовать успешному овладению русским языком,

Важным методическим приемом воспитательной работы являются беседы на родном языке, сопровождающие изучение новых программных тем. Вводные беседы на родном языке также предназначены для того, чтобы вызвать и поддержать интерес детей к конкретной теме, которая в данный момент изучается или будет изучаться, желание узнать новые русские слова, относящиеся к определенной сфере деятельности. Отсюда следует, что беседы должны наряду с активизацией имеющихся знаний и представлений и освоением новых вводить ребенка в некую ситуацию общения, показывать, насколько важным в ней оказывается владение русским языком.

Большое значение в решении воспитательных задач при обучении дошкольников имеет игра. В играх дети применяют полученные на занятиях, а также из жизненного опыта знания и представления о труде людей, родном крае, разнообразной природе нашей страны. Большой интерес вызывают у дошкольников игры в «поездки», «путешествия».

Широкое использование игр на занятиях русским языком, их разнообразие, правильная организация, обеспечивающая, с одной стороны, коллективный характер игры, объединение усилий детей для решении единой коммуникативной задачи, способствует формированию навыков общения в коллективе, совместной деятельности. Игра также должна обеспечивать достаточную степень индивидуальности, давать каждому ребенку возможность максимально использовать свои способности, знания, инициативу для того, чтобы внести вклад в решение коллективной задачи.

Большое воспитательное значение имеют беседы с детьми на русском языке во время прогулок, экскурсий. При этом необходимо использовать простые, доступные детям конструкции, например: «Это, дети, трактор, это комбайн, а это сеялка». Не следует опасаться, что часть слов будет выходить за рамки программы по русскому языку: естественность ситуации, живой интерес детей к общению, высокая мотивация позволит им самостоятельно понять новое.

Целесообразно проводить короткие беседы с воспитанниками на русском языке во время прогулок по городу (селу), парку, лесу. Нужно только, чтобы переход к русской речи носил естественный, а не надуманный, учебный характер. Например, педагог может взять с собой на прогулку куклу (новую или ту, которая «говорит» с детьми по-русски на занятиях) и попросить детей рассказать ей о том, что они видят вокруг, познакомить с городом (селом). Такие педагогические приемы наряду с активизацией русской разговорной речи способствуют развитию у ребенка чувства гостеприимства, готовности вступить в общение на русском языке, интереса к этому общению.

Формирование трудовых навыков, приобщение детей к труду также создает большие возможности для активизации русской речи. В ходе трудовой деятельности детей воспитатель знакомит их с русскими словами, обозначающими названия инструментов и инвентаря (лопата, грабли, ведро, молоток, метла и т.п.), а также с названиями действий (убирать, собирать, носить, вытирать, копать, чистить и т.п.). Переход к русской речи в процессе труда может осуществляться за счет разных приемов, в том числе введения элементов игры. Например, воспитатель говорит: «Дети, к нам пришло письмо от русских друзей. Они хотят узнать, как вы умеете трудиться, хорошо ли знаете русские слова. Может быть, русские ребята приедут к нам в гости и будут помогать нам. Сейчас мы посмотрим, как вам помогут трудиться русские слова, а затем я напишу нашим друзьям ответ». Далее педагог дает детям указания по-русски: «Ахмед, возьми лейку и принеси воды. Гуля, подмети пол.».

Важнейшую роль в овладении языком играет память. Усвоить язык – значит прежде всего запомнить множество слов, уметь быстро извлечь из памяти нужное слово. От того, как будет организован процесс запоминания детьми новых русских слов, зависит формирование лексических навыков речи. Память ребенка дошкольного возраста в своей преобладающей части, так же как и внимание, носит еще непроизвольный характер. Однако ее объем и возможности чрезвычайно велики, что значительно облегчает детям изучение второго языка. Психологи указывают, что непроизвольное запоминание, совершающееся в активной деятельности детей, более продуктивно, чем произвольное.