7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 24 города Кызыла Республики Тыва"

«Как организовать логопедические занятия дома»

Советы по организации домашних логопедических занятий

•    Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или на диване. Помните, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры. Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное путешествие или пойти в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.
Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам  придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей качалке – лошадке. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
•    С детьми, имеющими отклонение в речевом развитии, необходимо заниматься каждый день. К занятиям по формированию лексико – грамматических категорий необходимо добавить игры для развития мелкой моторики, артикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематического восприятия, а позже на развитие связной речи.
•    Детям с хорошим уровнем речевого развития достаточно нескольких занятий в неделю.
•    Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.
•    Длительность занятия без перерыва не должна превышать 10-15 минут. Через 10-15 минут внимание ребенка ослабнет, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы не старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
•    Лучшее время для занятий- утром после завтрака или во второй половине дня после сна.
•    Отложите занятие, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
•    Пользуйтесь наглядным  материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
•    Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
•    Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту». Если же вы строго скажите, что это не «ту-ту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.
•    Во время занятий с неговорящими детьми пользуйтесь просьбой «Покажи!». Пассивный словарь (словарь в памяти, не используемый в речи) малыша будет расширяться и накапливаться. Когда он заговорит, эти слова у него появятся в его активе.
•    Не забывайте поощрять ребенка! Угостите малыша в конце конфеткой или фруктами.
•    Не используйте при оценивании деятельности ребенка слово «плохо». Пользуйтесь выражениями «не очень внимательно», недостаточно старался» и т.д.
•    НЕ бойтесь начинать, не бойтесь экспериментировать!

                          Что необходимо для логопедических занятий дома

Итак, вы решили самостоятельно заниматься со своим ребенком до того, как у вас появиться возможность получить квалифицированную помощь. Прежде, чем начать занятия, подготовьте все, что вам понадобится:

•    Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
•    Разрезные картинки из двух или нескольких частей.
•    Для развития мелкой моторики, кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик можно предложить: прищепки бельевые, мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые) для массажа и самомассажа ладоней рук, грецкие орехи.
•    Самомассаж проводить лучше в игровой форме.

Предлагаю вашему вниманию сказку и несколько стихотворных форм по разным лексическим темам для самомассажа кистей рук с помощью тренажеров Су – Джок.

                                                Сказка про Ежика

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик..
(Показать шарик в открытой ладони)
Еж был маленький и поэтому всех боялся. Он- то выглядывал из своего домика, то прятался.
(Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок).
Однажды ранним летним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.
(Катать шарик по ладони вперед-назад).
Долго бежал Ежик. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.
(Круговые движения шариком по ладони – сначала по часовой стрелке, потом —  против). Ежику стало страшно – он испугался, но желание узнать, что находиться на другом берегу, все же было сильнее. И он решился!
(Зажать шарик в ладошке)
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик – сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый – и перебрался на другой берег!
(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с Б.п.).
А там поляна – большая, круглая, красивая!
(Круговые движения шариком по ладони).
На поляне видимо-невидимо цветов: и маки, и васильки, и ромашки, и колокольчики, и незабудки! Красиво как в сказке!
(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с Б.п., на каждое название цветка).
Решил собрать Еж красивый букет из ромашек, васильков, незабудок, маков и колокольчиков. Вот какой красивый букет получился! Обрадовался Ежик и отправился в обратный путь.
(Круговые движения шариком по ладони)
Обошел круглую полянку, ступил на мостик – один шаг, второй, третий, четвертый, пятый…и он на том берегу!
(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с Б.п.)
Быстро побежал Ежик – сначала по извилистой дорожке, потом —  по прямой. Добрался до своего домика! Поставил букет полевых цветов на круглый стол.
(Катать шарик по ладони вперед – назад).
А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном!
(Зажать шарик в ладошке)