7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 24 города Кызыла Республики Тыва"

Моему ребенку 2 года, а он не говорит. Что делать?

Отвечает учитель логопед — Кринская Лидия Петровна

«Советы родителям детей с нарушениями речи»

Работа с не говорящими деть­ми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к этой проблеме. Одни не находят отклонений в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он все понимает, только ленит­ся», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заго­ворил», или «с мальчиками все­гда так». Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5—3 лет. Но подобная задерж­ка уже сама по себе должна на­сторожить — значит, какие-то, пусть минимальные, но измене­ния в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя сове­там, не могут или не хотят при­знать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удив­ляются: «Я все делаю, как реко­мендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты, а он по-прежнему молчит». Таким родителям следует объяснять, что они нагружают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторон­ней помощи, а другой будет дол­го ходить по стенке, и ему при­дется специально формировать, корригировать походку. Также и с речью.

Если родитель видит, что ребе­нок не справляется, он должен помочь ему, облегчить его задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: «Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим пол­ностью: машина, полотенце».

Родителям, чьи дети долго не могут заговорить, необходимо давать следующие рекомендации.

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормле­ние, одевание, купание), коммен­тируя окружающее, не боясь по­вторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции: «Дай ручку. Где ножка?» Опирай­тесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощен­ные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подра­жать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прят­ки — ку-ку, паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться уви­денному: ух ты. Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Почаще рассказывайте, читай­те первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

Не перегружайте ребенка те­левизионной, видео- и аудио­ информацией. При чтении сокра­щайте текст до понятных фраз.

Памятка для родителей

  1. Не говорите при ребенке о его отставании.
  2. Не раздражайтесь, не стесняй­тесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излиш­ней тревоги: у каждого свои сро­ки, свои проблемы.
  3. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький), соотно­сить цвета, форму (дай такой же), количество (один — много).
  4. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Со­рока-белобока».