7+

Сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 24 города Кызыла Республики Тыва"

Как воспитать успешного ребенка?

Отвечает старший воспитатель Сагалакова Надежда Петровна.

 

Из поколения в поколение перед семьей и обществом стоит задача — воспитать из ребенка достойного человека. Однако с приходом нового поколения меняется содержание, которое мы вкладываем в слово «достой­ный». Современная действитель­ность требует воспитания чело­века волевого, самостоятельного, позитивно мыслящего, инициа­тивного, смелого, уверенного в себе, способного отстаивать свою точку зрения.

Сегодня не каждый родитель согласится с постулатом преж­них лет, что хороший ребенок — послушный ребенок. По их мне­нию, послушание влечет за со­бой отсутствие у ребенка своих мыслей и отношения к происхо­дящему, низкую самооценку, отсутствие лидерских качеств, способности самостоятельно принимать решения.

В сознании многих родителей изменилось содержание поня­тия «достойный человек», но при этом не изменилось представле­ние о методах воспитания ре­бенка. Основными методами воспитания ребенка остались крики, возмущения, угрозы, при­казы, наказания. Однако совре­менные дети более тонко чувствуют малейшее насилие со стороны родителей, более бурно реагируют на него, требуют к себе уважения, активно сопро­тивляются. Поэтому они часто становятся агрессивными уже с дошкольного возраста.

Проблема детской агрессии очень актуальна для воспитан­ников нашего детского сада.

Ежегодно проводимое психо­логом ДОУ диагностическое обследование детей показало увеличение количества агрес­сивных детей из года в год. Так, в 2006 г. среди детей старшего дошкольного возраста 25% про­являли агрессию; в 2007 г. уже 47,3% детей этого возраста были агрессивными.

Анкетирование родителей, проводимое сотрудниками ДОУ, позволило выявить, что 47% опрошенных родителей считает, что их дети не умеют разрешать конфликтные ситуации соци­ально приемлемым способом, часто проявляют агрессию.

Поэтому в нашем дошколь­ном учреждении активно осу­ществляется работа по социаль­но-личностному развитию де­тей, коррекционно-развивающая работа с агрессивными воспи­танниками.

предлагаем вниманию читателей пять мето­дов, позволяющих педагогам и родителям избежать насилия по отношению к своим детям.

Эти методы нужно применять в данной последовательности.

1. Вместо приказа — просьба.

Откажитесь от риторических вопросов к ребенку типа: «Почему в комнате беспорядок? Поче­му ты все еще сидишь перед те­левизором?», а просто попроси­те: «Убери игрушки на место, пожалуйста».

2. Вместо возмущения — ак­тивное слушаниеЕсли ребенок не выполняет вашу просьбу и плохо себя ведет, значит, на глу­бинном уровне не удовлетворя­ются его основные потребности. Активное   слушание   должно быть направлено на выявление этой самой неудовлетворенной потребности, но не путем рас­спросов, а очень непривычным для нас способом. Нужно ваши догадки произносить в утверди­тельной форме, при этом обозна­чив чувства ребенка. Например, ребенок не выполняет просьбу матери убрать разбросанные иг­рушки. Мама говорит без всяких вопросительных    интонаций: «Тебе не хочется убирать сейчас игрушки, потому что ты устал. Тебе кажется, что это трудно». Вы не поверите, но эти простые сло­ва могут иметь магическое дей­ствие — ребенок тут же займется уборкой. Почему? Просто мама заметила, что ему не хочется это­го делать, проявила участие. По­пробуйте!   Испытав  действие этого приема хотя бы раз, вы пожалеете, что не знали о нем раньше.

3. Вместо наказания и угро­зы — поощрениеНет более силь­ного мотива, чем внутреннее стремление ребенка ладить со своими близкими и желание получить награду. Поощрения

могут быть такими: мы сходим с тобой в кафе-мороженое, музей, на экскурсию, в кино, на прогул­ку, устроим чаепитие, пригласим твоего друга в гости, поиграем с тобой, порисуем и т.п.

4.  Приказ, как утверждение родительской власти, необхо­дим, если ребенок упорно не приступает к выполнению ва­шей просьбы. Он должен быть произнесен твердо, но спокойно. После того как вы применили командный голос, нужно твердо стоять на своем. Эмоции, объяс­нения, аргументы, обвинения и угрозы только ослабляют вашу позицию. Повторяйте ваш при­каз до тех пор, пока не добьетесь выполнения. Если все же до­биться своего не удалось, ис­пользуйте следующий прием.

5.  Вместо наказания и угро­зы — время для «остывания». Можно отправить ребенка в свою комнату, чтобы он выпус­тил пар. Время тайм-аута зави­сит от возраста: по одной мину­те на каждый год, прожитый ре­бенком.   Этот  метод хорошо использовать с ребенком до 10 лет. Нужно помнить, что тайм-ауты не работают, если ребенок с удовольствием уходит в свою комнату. В таком случае для об­думывания своего поступка надо выделить другое помеще­ние.

По завершении тайм-аута снова повторите свою просьбу.

Старайтесь не критиковать своего ребенка. Критика настра­ивает детей против взрослых, побуждает их к бунту. Осыпая ребенка негативными замечани­ями, вы лишаете его возможно­сти стать лучше.

Есть старинная пословица: «Пожалеть розгу — испортить ребенка», но на сегодняшний день она устарела. Мы осознанно отказываемся от методов воспи­тания, основанных на страхе и насилии.

Лишь применяя новые мето­ды, мы сможем без наказания и угроз держать ситуацию под контролем.

Если вы хотите, чтобы ваш «трудный» ребенок стал ус­пешным человеком, способ­ным завоевать этот мир, найти свое место в нем, не превра­тившись на пути завоевания в жестокого волка, шуструю мышку или серую крысу, тог­да начните применять новые методы воспитания и очень скоро вы станете по-настоя­щему счастливыми педагогами и родителями.